roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

Привод оси Z.

Re: Привод оси Z.

VitDagger » 17 янв 2017, 15:56

Хорошо, спасибо. Действительно, пожалуй укреплю диагоналями или ребрами. 2 метра уголка 40х40х2 осталось. Надо с пользой освоить :D

Re: Привод оси Z.

Ruslan » 17 янв 2017, 16:36

setar писал(а):два рельса (реально достаточно и валов), три ШВП :
развязка по XY посредством Flexures (гибкие вертикальные пружины-лепестки ) обязателен
проверено в железе, работает хорошо

Уточни пжлст, как винт/ШВП внизу крепится? там опорный подшипник или ещё что?
и Flexures опиши поподробнее.

Re: Привод оси Z.

setar » 17 янв 2017, 18:48

по поводу достаточности или не достаточности 3 винтов / ремней / ШВП :
представьте стул. его можно поставить на пол, тогда если пол ровный то можно использовать 4 ножки, но это не всегда так, поэтому стул на 3х ножках всегда стоит максимально прочно, вне зависимости от кривизны пола (3 точки однозначно определяют плоскость.)
Бывают стулья с креплением на стену (консольный вариант), для его прочности стул должен иметь диагональную подпорку в точку как можно дальше расположенную от плоскости седушки (именно для этого нужно крепление консольных столов на 4 подшипника - два на уровне стола, и два удаленных на расстояние высоты подпорки).

учитывая что стол не всегда идеально ровный, я лично использую 7 точек регулировки: 3 выводят плоскость, после того как они встали, включаются в работу еще три, расположенные в противофазе через центр треугольника (упорные, не тяговые) которые убирают "пропеллер" стола. Остается убрать вероятный деффект "пуза", для этого 7й упорный болтик по центру (если имеем не пузо а горб, то стекло переворачиваю вверх ногами).

теперь про направляющие.
3 точки определяют плоскость, но не фиксируют ее в горизонте, если крепить просто на ремнях или валах - стол будет плавать по XY. Для того чтобы убрать этот эффект вводят направляющую, которая свободно перемещается по Z но четко фиксирована по XY.
одна направляющая полностью убирает дрейф по XY, и ее иногда достаточно, но остается еще одна степень свободы - вращение вокруг этой направляющий в плоскости XY. чтобы убрать вращение, вводится вторая направляющая.
больше не требуется.
направляющие в идеале должны быть максимально геометрически разнесены.

Добавлено спустя 4 минуты 50 секунд:
Ruslan писал(а):Уточни пжлст, как винт/ШВП внизу крепится? там опорный подшипник или ещё что?
и Flexures опиши поподробнее.

штатные упорные подшипники EK10 + EF10

про flexures тут forum107/topic11219-450.html#p369856
Вложения
Снимок экрана 2017-01-17 в 17.46.09.png

Re: Привод оси Z.

Екатеринбуржец » 17 янв 2017, 19:46

Ruslan писал(а):
setar писал(а):два рельса (реально достаточно и валов), три ШВП :
развязка по XY посредством Flexures (гибкие вертикальные пружины-лепестки ) обязателен
проверено в железе, работает хорошо

Уточни пжлст, как винт/ШВП внизу крепится? там опорный подшипник или ещё что?
и Flexures опиши поподробнее.

Вот тот же самый вопрос про упорные подшипники в обычных принтерах, без швп. Ведь столы-мосты лежат или висят прямо на упругих муфтах отчего те теряют упругость и увеличивают биение шпилек. И чем тяжелее мост-стол тем хуже.

Re: Привод оси Z.

setar » 17 янв 2017, 23:04

:) не верь глазам своим, никто (из опытных) не вешает стол (или ось) на муфты.
в торец подкладывают стальой шарик, чтобы он ограничивал продольный ход муфты, оставляя только возможность гнуться.
если мотор внизу а шпилька вверху, то шарик кладут между торцом вала двигателя и торцом шпильки.
если мотор вверху то шарик вкатывают в нижний центрующий подшипник, между столом и торцом шпильки (если стол дерево/дсп то нужно проложить отрезок лезвия канцелярского ножа), таким образом подшипник становится упорным, убирая люфт Z в ноль

Re: Привод оси Z.

Екатеринбуржец » 18 янв 2017, 06:34

setar писал(а)::) не верь глазам своим, никто (из опытных) не вешает стол (или ось) на муфты.
в торец подкладывают стальой шарик, чтобы он ограничивал продольный ход муфты, оставляя только возможность гнуться.
если мотор внизу а шпилька вверху, то шарик кладут между торцом вала двигателя и торцом шпильки.
если мотор вверху то шарик вкатывают в нижний центрующий подшипник, между столом и торцом шпильки (если стол дерево/дсп то нужно проложить отрезок лезвия канцелярского ножа), таким образом подшипник становится упорным, убирая люфт Z в ноль

Поразительно!! Сколько читаю этот форум и другие нигде ничего подобного на глаза не попадалось :shock:

Re: Привод оси Z.

Alexus12 » 18 янв 2017, 08:31

setar писал(а)::) не верь глазам своим, никто (из опытных) не вешает стол (или ось) на муфты.
в торец подкладывают стальой шарик, чтобы он ограничивал продольный ход муфты, оставляя только возможность гнуться.
если мотор внизу а шпилька вверху, то шарик кладут между торцом вала двигателя и торцом шпильки.
если мотор вверху то шарик вкатывают в нижний центрующий подшипник, между столом и торцом шпильки (если стол дерево/дсп то нужно проложить отрезок лезвия канцелярского ножа), таким образом подшипник становится упорным, убирая люфт Z в ноль

Я просто сделал упор винта на вал двигателя, растянув предварительно муфту. Тоесть она поджимает винт к валу двигателя.
Моторы внизу стоят.

Re: Привод оси Z.

unigenum » 18 янв 2017, 13:05

у мотора, кстати, тоже есть внутри пружина в виде кривой шайбы. и стоит она как раз снизу(сзаду) мотора. т.е. если мотор стоит внизу, то винт получается все равно подпружинен через вал мотора на шайбу. шайба-пружина довольно жесткая, пальцем продавливается с трудом. но это не отменят факт подпружиненности, и гуляние слоев все равно есть, только на глаз не заметно. и, соответсвенно, чем тяжелее конструкция, висящая на винтах, тем больше она прыгает на пружине. моторы надо ставить сверху.

Re: Привод оси Z.

Екатеринбуржец » 18 янв 2017, 16:23

setar писал(а)::) не верь глазам своим, никто (из опытных) не вешает стол (или ось) на муфты.

Я понял - это заговор! :O:
Тайный союз шариков и муфточек. 8)

Re: Привод оси Z.

MarKas » 18 янв 2017, 20:59

У меня стол 400*400, очень тяжелый, люминиевая пластина с фрезерованными пазами для нагревательного шнура. Да стекло еще 5 мм сверху приклеено.

Крепил 4 рельсами с подшипниками 15-го размера по углам. Движение - двумя винтами по центрам двух боковин.

Изначально закрепил двигатели снизу. Не понравилось что оси движков проседают под нагрузкой. Как-бы чего не вышло.
Переставил шаговики наверх, от греха подальше. Есть проблема - винты упираются в профиль. Спасибо setar , про шарик подсказал - сделаю.
Движение плавное, но есть проблема небольшого изгибания винтов под нагрузкой.

Думал про флексы, предлагаемые setar, но для варианта с тяжелым столом такой номер кажется хлипким.
Хочу сделать вертикальные валы, по ним скользит балка, прицепленая к гайкам винтов Z. Стол опирается на балку.
Тогда горизонтальные отклонения винтов от оси будут ограничены валами, на тяжелый стол воздействия не окажут

Добавлено спустя 2 минуты 51 секунду:
А вообще, если бы я делал заново, то повешал бы стол на четырех валах вместо рельс.
Люфт в рельсовых подшипниках все таки присутствует.
На подшипниках скольжения (по валу) жесткое крепление сделать реальнее.

Re: Привод оси Z.

setar » 19 янв 2017, 00:36

если в рельсах есть люфт то каретки на выброс.
у них чаще всего нулевой преднатяг и люфта нет как класса.
рельсы жестче и плавнее валов

Добавлено спустя 2 минуты 20 секунд:
MarKas писал(а):
Тогда горизонтальные отклонения винтов от оси будут ограничены валами

не так, валы будут изгибаться в такт вращению.
как думаете, что жестче 12 вал или 12 ШВП ?
вероятно одинаково, вот и будут гнуться оба, в половину амплитуды кривизны (а она есть всегда :( )

Re: Привод оси Z.

MarKas » 19 янв 2017, 09:25

setar писал(а):если в рельсах есть люфт то каретки на выброс.

люфт на отдельной каретке не заметен. Балка 50см между двум каретками Z гуляет, если сильно нажать, на 1-2 мм.
Что есть то есть. Потому и жалею что не валы поставил.
На Y у меня стоят хивин-ы. Там - да, на полуметровой балке люфта нет.
setar писал(а):как думаете, что жестче 12 вал или 12 ШВП ?
вероятно одинаково, вот и будут гнуться оба, в половину амплитуды кривизны (а она есть всегда :( )

у меня стоят швп на 8, а валы есть на 12
Как понимаете, такой винт гнется, а вал нет.
Согласен, конечно, на длину 490 и тяжелый стол надо ставить ШВП потолще, но что есть, то есть.
За совет спасибо. Посмотрю, может будет по карману перейти на более толстые винты.

Re: Привод оси Z.

setar » 19 янв 2017, 11:36

что то я запутался, "На Y у меня стоят хивин-ы. Там - да, на полуметровой балке люфта нет."
а на Z другие рельсы ?
или там круглые рельсы (вал с опорой)?

Re: Привод оси Z.

om2804 » 19 янв 2017, 12:11

Позанудствую немного. Нельзя просто сказать, что 12мм вал не гнётся. Гнётся. Валы гнутся, рельсы тоже. Вопрос в величине приложенной силы и месте её приложения. Другое дело, что у вала всего 2 точки опоры.
Тоже самое с люфтами в каретках. Они есть всегда, иначе бы каретка не двигалась.
Тут вопрос в допустимых значениях этих изгибов и люфтов и таких нагрузок на принтере может и не быть, чтоб было как-то заметно на принте.

MarKas, чем четыре вала лучше четырёх рельсов? Отсутствием видимых люфтов?

Re: Привод оси Z.

setar » 19 янв 2017, 12:15

ты путаешь люфт, с упругим смещением под нагрузкой.
люфт это когда конкретно болтается, без нагрузки.


Rambler\'s Top100 Mail.ru counter