Графиков не будет, нету художественного таланту
А вот формул можно, не жалко
. Для понимания процессов масштабирования электродвигателей. Формулы все из школьных законов физики берутся, если кое-где упущены какие-нить константы - так на то они и константы, чтоб не меняться и не влиять на масштабирование.
Итак, у нас есть электромотор коллекторный обыкновенный. Ротор - железный сердечник с пазами, в них обмотка на N витков. Статор - система из железного сердечника и постоянных магнитов. Создает некий магнитный поток Psi через себя и ротор. Через обмотку ротора (с сопротивлением R) течет некий номинальный ток I, он создает вращающий момент M=I*N*Psi, а еще падение напряжения на активном сопротивлении обмотки: U1=I*R. Вращение ротора наводит в обмотке ЭДС U2=omega*N*Psi. Мощность на валу мотора Pout = M*omega = U2*I. Напряжение на выводах мотора U = U1+U2, потребляемая мощность Pin=U*I. к.п.д = Pout/Pin = U2/U. Ну и пущай для определенности U1 = U/10, U2 = 0.9*U, кпд 0.9 - у некоего совершенно конкретного мотора с конкретными параметрами.
А теперь берем этот мотор и уменьшаем ему вдвое частоту оборотов при сохранении всех размеров. Что получаем? У нового мотора ток I' = I, U1' = U1, но U2' = 0.5*U2! Тогда U' = 0.6*U, к.п.д. = 0.5/0.6 = 0.83
А еще упала вдвое удельная мощность, т.к. масса и объем не изменились, а мощность упала вдвое.
Соответственно, подняв частоту вращения - получим повышение кпд. Повысим частоту вдвое - кпд = 2/2.1 = 0.95
Теперь проведем еще один опыт. Уменьшим все линейные размеры мотора в 2 раза, частоту оставим ту же. Напряженность поля определяется магнитными свойствами материалов и менять мы ее особо не можем. Поэтому поток Psi упадет в 4 раза. Ну и U2 соответственно тоже. Сопротивление обмотки, которая станет в 4 раза меньшего сечения и в 2 раза короче, станет в 2 раза выше. Ток мы уменьшаем в 4 раза, для сохранения плотности тока в обмотке. Значит I' = 0.25*I, R'=R*2, U1' = 0.5*U1, U2' = 0.25*U2. Несложными вычислениями получаем, что во-первых КПД опять упал до 0.83, а во-вторых удельная мощность опять упала вдвое - т.к. объем и масса уменьшились в 8 раз, а мощность - в 16.
Ну и еще напишу, зачем я в начале приплел число витков обмотки, а потом его нигде не использовал. А от него зависят ток и напряжение, но не мощность и КПД. Действительно, возьмем и перемотаем мотор более толстым проводом, сечение которого в 2 раза больше. Длина его в 2 раза меньше, т.к. размер пазов ротора не увеличишь, они и так там больше 50% объема занимают. Тогда R' = 0.25*R, I' = 2*I, U1' = 0.5*U1, U2' = 0.5*U2, U' = 0.5*U, Pout' = Pout, Pin' = Pin.
А кому не интересны формулы, приведу окончательные выводы. При уменьшении размеров электромотора, сделанного из тех же материалов, удельная мощность падает, а относительные потери (U1/U = 1-КПД) растут примерно пропорционально линейным размерам. При увеличении - наоборот. И это есть ответ тем, кто говорит - "а вот в электровозе! А вот в Белазе!" (кстати, как раз в белазе мотор-колеса и ДВС+генератор на борту). Да, все именно так. Сделайте колесо размером с электровоз - оно будет эффективным.
И еще один вывод отсюда получаем. Для мотор-колеса решающее значение имеет линейная скорость движения! Потому, что при уменьшении размера колеса частота вращения возрастет пропорционально, и исходя из наших выводов выше - КПД не изменится.
Хотя это все было только первое приближение, чистая геометрия. Есть еще пару причин, почему реально все еще хуже
. Во-первых, в маленьких моторах сложно сделать маленькие (относительно размеров мотора) зазоры, а это ведет к падению напряженности поля и следовательно, ухудшению эффективности. Во-вторых, большие моторы легче делать многополюсными, а увеличение числа полюсов равносильно увеличению скорости вращения, следовательно - эффективности. В третьих, в мелких моторах вообще абсолютные величины индукций и напряженностей, создаваемых мелкими магнитами, ниже, там тоже масштабность играет свою роль, поэтому мелкие моторы еще хуже, чем я написал выше.
Вот такие вот зависимости КПД от геометрии и скорости. Да, многополюсные мотор-колеса для автомобилей - это выгодно. Мотор-колесо для медленного робота имеет смысл только с редуктором, а это уже ставит вопрос - а стоит ли овчинка выделки?