После долгих изысканий я решил наконец проблему Z-воблинга (по крайней мере мне кажется что решил, проверю еще на более сложных и длинных принтах) .
В итоге основной причиной была прецессия гайки относительно оси вала, решилось плотной посадкой внатяг.
Сразу после этого я получил равномерное движение, но чрезвычайно большое усилие на прокручивание.
Разобрался в причинах такого усилия только после изъятия нижнего подшипника -оказалось ось вала пытается встать на 1.5 мм левее чем его центрует подшипник.
Ну а почему так, я обнаружил быстро - ошибка при сборке рамы, которую можно было бы компенсировать если проводить разметку крепежных отверстий от одного ребра, а я мерил положение рельс Z от боковой кромки а обойм упорных подшипников от кромки нижней плиты.
Так как просверлить крепеж достаточно близко от имеющихся отверстий мне показалось плохой идеей (прослаблена боковая стенка крепежа), по пришлось просто перепечатать посадочные обоймы с учетом поправки .
Во время тестов убирал упорный подшипник и пытался печатать "на весу" - плохая идея.
Как вывод и упорный и радиальный подшипники для хвостовика валов Z обязательны (можно совместить поставив упорно-радиальный с коническим расположением опорных плоскостей обоймы и центральной части).
ну и результат:
(скорость печати штырьков сказать не могу, там работало ограничение по времени одного слоя 30сек, субъективно порядка 15-30 мм/с)