Потери есть. Разные. В обоих типах двигателей.
А вот какие из них больше и в каких режимах - оценить сложно (по крайней мере мне). Все это сильно зависит от материалов, конструкции, намагниченности, температур и еще кучи параметров.
Да, конечно, их можно снижать. Их и стараются снижать постоянно. Выжимают процентики, "ну еще капельку"...
Но факт остается фактом - есть же итоговые графики/параметры для моторов.
(если я правильно понимаю, они довольно сильно сглажены, но в среднем, наверное, близки к правде).
Dmitry__ писал(а):
то на оборотах в n раз ниже коллекторника (n - число полюсов) потери равны потерям коллекторника, и кпд должен стать 99%, чего не наблюдаем.
Вы опять подменяете понятия КПД и потери. При снижении частоты динамические потери снижаются, но и выходная мощность снижается тоже.
Если (допустим) динамических потерь (зависящих от скорости) вообще нет, а есть только потери на активном сопротивлении обмоток, то КПД движка при питании постоянным током с ростом оборотов (и напряжения) растет от нуля (в удержании), стремясь к ста процентам (при бесконечной, правда, скорости). Это понятно, потому что потери на активном сопротивлении остаются постоянными, а мощность на валу постоянно растет, соответственно
доля потерь уменьшается...
Если (допустим) нет только "квадратичных" потерь, а есть только потери линейно растущие от скорости и потери на активном сопротивлении обмоток,
то при питании постоянным током КПД повышается с оборотами (и напряжением), стремясь уже не к ста процентам, а к соотношению динамических потерь к выходной мощности (и то и другое растет пропорционально оборотам, их соотношение постоянно), ну, например, к 97% (навскидку - считать уж больно геморройно).
А вот если есть потери растущие с квадратом скорости, то график КПД при постоянном токе в какой-то момент начнет загибаться вниз. И я уже показывал выше, что у бесколлекторника он реально загибается. Уверен, что и у коллекторника он загибается тоже.
На самом деле, если уж совсем упираться в мелочи, то зависимости сложнее (потому что с ростом потерь - даже линейных - растет температура, а это обычно ухудшает магнитные свойства и загибает все графики чуть сильнее),
и есть куча других потерь - например, элементарное трение об воздух - тоже имеет квадратичную зависимость и рано или поздно загнет КПД у вообще любого движка (если он, конечно, в состоянии будет так разогнаться

)
Я повторюсь - точно оценить какие там факторы действуют больше, а какие меньше, я думаю, нереально, да и, наверное, не особо кому-то нужно...