Когда придумывали ПИД, в распоряжении придумывателей были только конденсаторы, резисторы и лампы. Вот на уровне этих деталей ПИД выглядит очень элегантно. Теперь есть контроллеры, можешь создавать любой нелинейный процесс регулирования. Можно этот алгоритм обзывать как fuzzy-логика, нейронные сети, адаптивные нелинейные системы. А на практике все сводится к написанию программы для конкретного процесса. Программист создает регулятор "как он это бы сам делал". Написать универсальный регулятор для всех процессов невозможно. Т.е. можно но получится ПИД
Например, пишешь программу сервы. Ты знаешь что при значении PWM 0х05 - двигатель сервы еще не стартует с положения "стоп" (сопротивление покоя). Ты это учитываешь в программе. Или например, интегральная часть ПИДа вносит искажения в регулирование на участках с большим уровнем сигнала ошибки. Ты просто в программе отключаешь аналог интеграла на время действия большой ошибки. Можно этот способ обозвать адаптивным пидом, а в сущности - это практические знания программиста, долго наблюдавшего процесс регулирования
Пример близкий к твоим вертолетам, ты знаешь что нельзя превышать углы лопастей больше критичных для опред. скорости воздушного потока, т.к. будет срыв воздушного потока с лопастей с послед. дровами. В программе это элементарно учитывается, даже не будет высшей математики, а вот конденсаторами, резисторами и инверторами это очень сложно описать, будет 10 страниц формул мелким убористым шрифтом. Одним словом, при появлении контроллеров, регуляторы вышли из чисто математических функций и перешли в разряд стандартных алгоритмов.
Ой пля, кассандра...