roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.


Использование 3д принтера для изготовления плат

Все что связано с изготовлением ПП

Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение Vlad-I » 24 сен 2014, 23:06

Есть у кого опыт применения 3д принтера для нанесения рисунка дорожек на плату?

Подумал тут маркер взамен печатной головы прикрутить на свой 3д принтер, а потом и представилось мне, зачем маркер?, можно же и пластиком напечатать...

Пробовал кто-нибудь? Конечно толщина дорожек в 0.1 недостижима, но простенькие платки вполне можно печатать, главное чтоб пластик прилипал хорошо..
Vlad-I
 
Сообщения: 305
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 01:14
Откуда: Мытищи-Королев

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение Dimitri » 25 сен 2014, 10:11

похоже у вас нет опыта печати на 3d принтере, существует большая проблема с отлипанием пластика от стола во время печати. если использовать какой-либо и из практикуемых методов(пиво, сахарный сироп, скотч, специальное покрытие и т.д.) то вряд ли удастся нормально протравить дорожки, а без них вероятность отлипания больше 50%.
Дорогу осилит идущий.
Аватара пользователя
Dimitri
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 26 ноя 2008, 16:44
Откуда: Москва
Skype: wayfarerdimitri
прог. языки: VC++, немного asm, php, jScript,XSLT,LUA

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение CyberLab » 25 сен 2014, 18:09

Можно хорошенько зашкурить перед печатью и обезжирить
Аватара пользователя
CyberLab
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 12:50
Откуда: Москва

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение Vlad-I » 26 сен 2014, 01:34

Dimitri писал(а):похоже у вас нет опыта печати на 3d принтере

Да, к сожалению, опыт маловат, полтора года всего... :)

Но речь не об этом. Тот же сироп будет держать, а в растворе хлоржелеза прекрасно размоется в местах, где нет пластика. Все эти составы которые мы наносим на стекло чтоб прилипало,
как раз расчитаны на легкое отлипание после остывания, но может кто сталкивался с "неотлипающими" и водорастворимыми какими нибудь ацкими смесями, (раствор абс в ацетоне не пойдет из-за того что нерастворим в воде).
Vlad-I
 
Сообщения: 305
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 01:14
Откуда: Мытищи-Королев

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение Vlad-I » 31 окт 2014, 14:36

Во, есть люди которые попробовали предложенный метод :) Рецепт оказался прост - NinjaFlex

http://www.3ders.org/articles/20141031- ... board.html
Vlad-I
 
Сообщения: 305
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 01:14
Откуда: Мытищи-Королев

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение holomrn » 31 окт 2014, 15:07

ИМХО затея бредовая чуть более чем полностью. Для простых платок которые еще можно с приемлемой точностью делать на принтере - и ЛУТ пойдет. Для большей плотности - фоторезист.
Вот вместо экструдера поставить сверлилку - самое то.
holomrn
 
Сообщения: 609
Зарегистрирован: 08 май 2014, 18:32

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение Vlad-I » 31 окт 2014, 17:02

А мне кажется как раз ЛУТ достаточно замороченным и немеханизированным. Естественнее было бы использовать механику (пусть не принтера, а чпу фрезера, к примеру) для двух этапов изготовления печатной платы - сверления и нанесения рисунка. Чтобы сунул текстолит, отправил файлы на сверление и печать - потом в хлоржелезо и все.
Vlad-I
 
Сообщения: 305
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 01:14
Откуда: Мытищи-Королев

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение holomrn » 31 окт 2014, 17:54

Гравировать вообще не вариант - долго и шопопало с качеством. В первую очередь потому, что текстолит редко бывает идеально ровным. А цеплять основу чтобы гарантированно прорезать медь - плохо. Да и ресурс гравера совсем не стремится к бесконечности.
В плане технологичности хорош фоторезист: просверлил на станке, накатил резист в ламинаторе одним заходом на обе стороны, под лампу, травить.
holomrn
 
Сообщения: 609
Зарегистрирован: 08 май 2014, 18:32

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение Angel71 » 31 окт 2014, 17:59

а что тут тагого супер механизированного? часть одних операций заменяете другими, то на то и выходит + гарантированно получаете на порядок худшие параметры. гениально. фрезер совсем другой вариант и сравнивать его с лутом или 3д печатью не очень корректно.
holomrn, как раз чпу вариант, хотя действительно дольше. но возможности всё же с чпу поприятней.
Аватара пользователя
Angel71
 
Сообщения: 9517
Зарегистрирован: 18 апр 2009, 22:18
Предупреждения: -1

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение elmot » 31 окт 2014, 18:05

Vlad-I писал(а):А мне кажется как раз ЛУТ достаточно замороченным и немеханизированным. Естественнее было бы использовать механику (пусть не принтера, а чпу фрезера, к примеру) для двух этапов изготовления печатной платы - сверления и нанесения рисунка. Чтобы сунул текстолит, отправил файлы на сверление и печать - потом в хлоржелезо и все.

Сверлить надо после травления и лужения, а не до. Иначе края отверстий подтравятся, будет плохо паяться.
Аватара пользователя
elmot
 
Сообщения: 5676
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 12:02
Откуда: Turku, Finland
Skype: elmot73
прог. языки: Java и все-все=все
ФИО: Илья

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение holomrn » 31 окт 2014, 18:25

Angel71 писал(а):а что тут тагого супер механизированного?

Я не говорил "супер механизировано". Я сказал "технологично". Чувствуете разницу? ;)
elmot писал(а):Сверлить надо после травления и лужения, а не до. Иначе края отверстий подтравятся, будет плохо паяться.

Если фоторезист нормально держит тенты, а тенты держат практически все нормальные фоторезисты (пыфф-ваще к ним не относится), удобнее сверлить до травления - можно шаблон выравнивать как раз по этим просверленным отверстиям. И если шаблон на лазернике и геометрия поплыла, можно сразу на месте выровнять по наиболее критичным переходам, например в месте скопления мелких виа под пузом какого нить TQFP или QFN.
holomrn
 
Сообщения: 609
Зарегистрирован: 08 май 2014, 18:32

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение Angel71 » 31 окт 2014, 18:40

holomrn, первая часть относилась к
Vlad-I писал(а):А мне кажется как раз ЛУТ достаточно замороченным и немеханизированным. ...

вторая часть к вашему сообщению. повторю, что на чпу делать платы очень даже вариант. прототипирование многослоек 5го класса как раз делаются в том числе на чпу. есть свои + и -, но это уже другая тема. небольшими конторами прототипирование или небольшие серии плат 3-4го класса в основном делаются фоторезистом + последующей обработкой (сверловка и фрезеровка) на чпу. чтоб сначала переходные сверлили и потом медь удаляли... всех технологий не знаю, может кто так и делает.
Последний раз редактировалось Angel71 31 окт 2014, 18:49, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Angel71
 
Сообщения: 9517
Зарегистрирован: 18 апр 2009, 22:18
Предупреждения: -1

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение holomrn » 31 окт 2014, 18:49

Я про фрезеровку собственно рисунка негативно отзывался. Вот сверловка и обработка контура - да, на станке самое оно. Именно поэтому я принтеру сменную голову и планирую - чтобы ручками не сверлить. ;)
holomrn
 
Сообщения: 609
Зарегистрирован: 08 май 2014, 18:32

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение Angel71 » 31 окт 2014, 18:53

удаление лишней меди на чпу дествительно дело долгое, но тем не менее. тут свои нюансы. есть фирмы, выпускающие чпу именно для пр-ва печатных плат. покупают такие, допустим когда деньгами не особо ограничены, когда нужно ожидание платы сократить с недель или дней до часов, когда по каким-либо причинам прототипирование должно осуществляться своими силами.
Аватара пользователя
Angel71
 
Сообщения: 9517
Зарегистрирован: 18 апр 2009, 22:18
Предупреждения: -1

Re: Использование 3д принтера для изготовления плат

Сообщение Andrew S » 31 окт 2014, 19:08

Этот вопрос уже поднимался, не помню название темы, но проект называется Cyclone
Если вы делаете пару плат в год, то конечно ЛУТ или заказать на профессиональном станке будет легче и дешевле, не видел ни 1 проекта где бы пластиком наносились рисунки под травление, это нерационально, лазерник сделает это быстрее и качественнее. Есть проекты, где какой-то проводящей массой печатаю дорожки, для цифровой техники подойдет с кучей условностей, для аналоговой будет большая проблема, еще печатают заготовки, типа 3Д-плата, туда закладывают все радиоэлементы и проводники, потом сверху прихлопывают еще одним куском пластика...
Аватара пользователя
Andrew S
 
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 22:44
Откуда: 21RU
прог. языки: Assembler, Basic, Arduino IDE, PHP и др.
ФИО: Андрей С

След.

Вернуться в Печатные платы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Mail.ru counter