roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.


Изготовление печатных плат

Все что связано с изготовлением ПП

Изготовление печатных плат

Сообщение Digit » 06 апр 2005, 14:09

Вот решил развести и сделать так сказать "в металле", а не на макетке плату. Но никогда этим не занимался. Что-нибудь посоветуете? Какие есть тонкости, нюансы, подводные камни?  :)
Аватара пользователя
Digit
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 27 ноя 2004, 00:42
Откуда: совсем Москва
ФИО: Григорий

Сообщение setar » 06 апр 2005, 15:53

Не так давно Андрей (Andrew313) и Евгений (Evgeny) рассказывали мне про какой то новый способ перевода макета печатки с фотографии, подробностей я не запомнил, но думаю они появятся и всё основательно распишут :)
Аватара пользователя
setar
Site Admin
 
Сообщения: 9958
Зарегистрирован: 04 окт 2004, 12:58
Откуда: St.Petersburg
Skype: taranenko.sergey
ФИО: Сергей Тараненко

Сообщение Mike_MA » 06 апр 2005, 16:41

Без знакомого специалиста, который этим профессионально занимается не обойтись...
Mike_MA
 
Сообщения: 367
Зарегистрирован: 07 фев 2005, 17:41
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Mike_MA » 06 апр 2005, 16:43

Сам сейчас развёл плату, теперь волнуюсь, жду, что же мне сделают?... :cry:
Mike_MA
 
Сообщения: 367
Зарегистрирован: 07 фев 2005, 17:41
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение setar » 06 апр 2005, 16:55

Mike_MA писал(а):Без знакомого специалиста, который этим профессионально занимается не обойтись...

насколько я слышал, очень даже обойтись ...
Аватара пользователя
setar
Site Admin
 
Сообщения: 9958
Зарегистрирован: 04 окт 2004, 12:58
Откуда: St.Petersburg
Skype: taranenko.sergey
ФИО: Сергей Тараненко

пп

Сообщение Evgeny » 06 апр 2005, 19:11

Привет

Не просто а очень просто

1 факт - тонер от лазерного пртнтера (HP ;Xerox) растворяется ацетоном и не растворяется водой или спиртом

итак технология

1 Покупаем фотобумагу подходящего размера (унибром бромпортрет итд) можно исползовать старые фотки
!!!!!!!!! внимание - ламинерованная бумага (покрытая с обратной стороны полиэтиленом убьет принтер с первого раза) !!!!!!!!!!!!!
проверяется сильно разогретым утюгом - не должно липнуть

2 печатаем свою картинку сторону TOP печатать зеркально

3 соединяем степлером отпечатки двух сторон предварительно совместив их

4 берем подходящий кусок текстолита (советую брать новый не царапанный и не окислившийся желательно импортный)

5 если хочется приличных результатов (0.3/0.3) то поверхность надо отполировать пастой гои или алмазной до зеркального блеска

6 обезжирить поверхности (мыло с горячей водой потом ацетон или спирт)

7 текстолит вкладывается в конверт из отпечатков и греется утюгом
с обеих сторон (время и усилие подбирается экспериментально)

8 прогретый конверт кладется в теплую воду и выдерживается там пока фотобумага не отвалится (желатин набухает ....)

9 смотрим - хорошо - травим нет смываем ацетоном и повторяем пока не получится приемлемый результат

10 травление хлорное железо 100- 200 грамм на литр кипятка
покачиваем плату смотрим за результатом

11 смываем маску

12 облуживаем или паяльником или сплавом вуда в подкисленном кипятке

платы для tqfp64  размером 200*150 получаются прекрасно правда не с первого раза

P.S.

при разводке платы желательно сокращать количество переходных отверстий
если планируется SMD то не ставить переходные под корпусами


Успехов

Evgeny
Evgeny
 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 08 фев 2005, 15:48
Откуда: СПб

Сообщение Digit » 07 апр 2005, 01:40

Спасибо всем!
А еще важные правила создания плат есть? Вроде таких:
1. Избегать замкнутых контуров на "земле"
2. ???
Аватара пользователя
Digit
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 27 ноя 2004, 00:42
Откуда: совсем Москва
ФИО: Григорий

О печатках

Сообщение Andrew313 » 08 апр 2005, 11:43

Привет всем!

Евгений описал абсолютно рабочую схему прозводства
печатных плат в домашних условиях.
У меня процесс несколько модифицирован, но присутствие
желатина в фотобумаге облегчает процедуру.

Я использую обычную тонкую глянцевую фотобумагу для струйника.
Текстолит перед нанесением полируем максимально мелкой шкуркой.
Далее обезжириваем - спиртом. Тонер с зеркально отображенного
рисунка переносим на фольгу с помощью средне разогретого утюга.
При этом лучше чуть перегреть чем недогреть :D .
Бросаем плату с приклеевшейся бумагой в теплую воду на 1-2 часа.
Затем АККУРАТНО снимаем, скатываем бумагу под потоком воды из крана.
Внимательно смотрим на произведение искусства, лаком или
нитрокраской вносим поправки, если с бумагой содрали часть рисунка.
Травим в хлорном железе, после травки - удаляем тонер ацетоном или
механически (скребем лезвием). Снова чуть полируем и лудим.

Со второго раза процесс идет на ура и после этого долго думаем, как
мы обходились без такого изобретения все предыдущие годы.
В душе начинаеш тихо нелюбить авторов статей, которые не
публикуют разработанные платы в PDF и приходится ручками,
в Sprint Layout или в чем еще, перерисовывать печатки с картинок  :evil: .

Удачи в творчестве, однако!
:wink:

Андрей
Рожденный летать ползать не может...
Аватара пользователя
Andrew313
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 10 фев 2005, 19:53
Откуда: Питер

Сообщение casper_r » 08 апр 2005, 12:00

вообще человек имел ввиду не "как травить платы?" а как правильно их рисовать/проектировать.
тоесть нужно было ему сказать нечто:
не желательно дорожки поворачивать под прямыми углами..
чтоб земли было много..
и т.п.
я не волшебник, я даже на него не учусь
Аватара пользователя
casper_r
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 07:53
Откуда: со стула в г.Николаеве

Сообщение Mike_MA » 08 апр 2005, 15:10

Я выскажусь так: без человека который уже что-то сделал и знает как не обойтись. Я вот например развёл плату почти сам, но до этого долго ходил и выяснял что и как. Нужно не спрашивать "вообще", а брать систему в которой будешь разводить и по ней спрашивать конкретно. (ряд простой: PCAD8.5,PCAD200,OrCAD,Allegro,....)
Я разводил в Allegro, мне понравилось.
Mike_MA
 
Сообщения: 367
Зарегистрирован: 07 фев 2005, 17:41
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение ASin » 08 апр 2005, 16:39

1. Не жадничать с размером пятачков для пайки  :wink:
2. Для лазерно-утюгового метода расстояние между проводниками должно быть достаточно большим, т.к. если плату перегреть, то тонерные дорожки расползутся. По моим оценкам, дорожка может увеличится на 0.1-0.2 мм.

Комментарии к лазерно-утюговому методу (со всем уважением к предыдущим ораторам  :D )
1. Фотобумага -- без надобности. Подходит любая неворсистая бумага, например, из глянцевых журналов. Я использую бумагу для факсов, режу ее на куски размера А4 и проглаживаю утюгом, что бы не было термоусадки в принтере.
2. Полировать пастой ГОИ -- без надобности. И после шкурки-нулёвки получаются приличные результаты. А вот обезжиривать -- обязательно. Лучше даже дорожки на принтерной распечатке пальцами не трогать.
3. Два часа отмачивать бумагу в воде -- что-то многовато. 10 минут мне обычно хватает. При скатывании бумаги очень нежничать не стоит, пусть неприклеившаяся дорожка лучше отвалится на этом этапе, чем во время травления.
4. Самый правильный утюг -- старый советский, у которог подошва без дырочек для пара :)

При достаточной аккуратности запросто получаются дорожки 0.3 мм.

Чем разводить -- ну это смотря какая плата. Если делать мобильник, то, конечно, PCAD там, OrCAD там... А если это AVRка с 3-мя конденсаторами и 5-ю резисторами, то Sprint Layout -- самое оно.
ASin
 
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 18 дек 2004, 03:14
Откуда: Москва

Сообщение Digit » 08 апр 2005, 23:23

Собственно, casper_r прав - я спрашивал про "рисование"... Но и за технологию изготовления плат тоже спасибо! :)

Я тут еще вопросы позадаю:
1. А как правильно обвязать МК? У питания на землю надо кондер. А какой и как выбирать?
2. Как помехи от движков гасить? Тоже кондеры, но не помню как...
Аватара пользователя
Digit
 
Сообщения: 3339
Зарегистрирован: 27 ноя 2004, 00:42
Откуда: совсем Москва
ФИО: Григорий

Сообщение nest » 11 апр 2005, 17:17

где то ещё статейка была, как верно кварцы обвязывать ...
Аватара пользователя
nest
 
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 12:16
Откуда: Germany
Предупреждения: -4
прог. языки: asm

Сообщение Mike_MA » 11 апр 2005, 17:40

Digit писал(а):1. А как правильно обвязать МК? У питания на землю надо кондер. А какой и как выбирать?

По теории к каждой ноге +5 В надо как можно ближе поставить конденсатор 0,1- 1,0 мкФ (если ног питания много - к каждой ноге по своей ёмкости)
Если корпусов логики много, то у каждого корпуса ставят ёмкость.


Digit писал(а):2. Как помехи от движков гасить? Тоже кондеры, но не помню как...

Надо развязать цепи питания контроллера и приводов. (к примеру...)
Mike_MA
 
Сообщения: 367
Зарегистрирован: 07 фев 2005, 17:41
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Док » 11 апр 2005, 21:14

Мда.. с принтером не пробовал ))

Раньше мы дорожки рисовали маминым лаком для ногтей )))  в качестве кисточки использовали одноразовый пластмассовый шпирц, ну травление как обычно в ковшике ))))

по поводу трех кондеров и двух резисторов, проще будет на слепыше собрать.

Кроме того если схема большая то возможно есть смысл отдать на кукойнить завод или мастерскую где знакомые есть, чтобы там по вашей разводке сделали нормальную плату промышленного образца, незнаю сколько это счас стоит, да и знакомства уже давно растерял, но в свое время когда я всякие АОНы и ZXSecrumы собирал это было намного проще чем лаком рисовать и с ковшиками мучиться.

Главное заранее узнать в каком формате нужно предоставить разводку, чтобы агрегат для изготовления плат понял что от него хотят.
Док
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 10 апр 2005, 17:28
Откуда: Питер

След.

Вернуться в Печатные платы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Mail.ru counter