С прошлого года, после того как спонсорские деньги ушли на уровень области, стал вести творческое объединение, т.е. по старинке кружок "Робототехника" в МБОУ ДОД ЦНТТДиЮ, бывшая СЮТ№1.
Посещение на редкость высокое, дети талантливые, несмотря на полное отсутствие профильного финансирования. Творческое объединение, т.е. кружок, будем называть его так, принципиально останется бесплатным, а посему доступным для всех слоев общества, включая малообеспеченных и сирот.
С юности увлекался радиолюбительством, далее учился на конструктора РЭАиП, накопил определенный багаж знаний и материалов. Отсутствие комплектующих подвигло к поиску альтернативных путей, конструкторское образование тому способствовало. Получилось найти технические решения и обходные варианты развития кружка.
Оставлю всю лирику "выжженной земли", со временем все будет, может даже больше, чем нужно, а пока мелкими шагами к заветной цели. Как говорит директор: - "Пробуйте как-нибудь сами", - пробуем:
Предварительный шаг
Помимо соблюдения формальностей, в виде заявлений от родителей, каждый получил домашнее задание. Требовалось подробно описать трех роботов которых они хотели бы собрать в кружке. Получились очень интересные конструкции нигде ранее не встречающиеся, хотя, это возможно только моя интерпретация, однако буду пользоваться данным приемом и в дальнейшем.
Шаг первый - "Виброходы"
Дети жаждут получить мгновенный результат от своей работы. Первым делом приступили к сборке виброходов, благо в СЦ отсыпали горсть моторчиков сотовых телефонов. С элементами питания произошла заминка, однако вскоре её удалось решить утилизацией списанных материнских плат, попутно получив держатели литиевых элементов CR2032.
За одно~два занятия многие держали своего, да, да, именно своего робота паука, т.к. рука не поднялась отобрать поделки.
Как водится моторчики вскоре закончились, хотя у детей уже горели глаза и мы начали заниматься.
Шаг второй - L293D
Дети оказались разного возраста, в основном с 8-ми до 12 лет. Хотя некоторые малыши давали фору подросткам, многое благодаря другим кружкам поставившим руки. Малышей до 8-ми лет пришлось перебросить в те самые, где упор идет на обработку материалов.
Стали изучать работу микросхемы L293D, как она включается и работает, на самом простом уровне. На мой взгляд, самое важное - это возможность постепенного развития конструкции от простых контактов, далее аналоговые схемы оптопар/фототранзисторов, до управления драйвером через микроконтроллеры. Переделки минимальные, в разрыв управляющих цепей, а если предусмотреть разъем заранее, то вариантов чуть больше.
Пока пяток микросхем ехал из Москвы, попали в период, когда L293D не оказалось в местных магазинах, схему включения и принцип ее работы воспитанники знали наизусть. Многие конструкции совпадали с домашним заданием из предварительного шага.
Конечно, в данном случае, о быстром результате не было и речи, многие сникли. Однако, еще предстояло восстановить несколько компьютеров, чтобы можно было продолжить изучение радиолюбительских технологий, после чего к названию кружка прибавилось ".. и компьютеры".
Шаг третий - Платформы еще впереди
Удалось прикупить плату Raspberry Pi, Arduino у меня уже была. Собрал на них простейшее учебное пособие на шасси танка "Танковый бой", с целью демонстрации возможностей этих плат..
В этот момент объявили о первом в городе "Робофест-2013", к которому еще предстояло подготовиться. По регламенту, присланному за три недели до, оказалось, что в некоторых дисциплинах могут участвовать только роботы LEGO и некие FISHER. Поэтому ардуино и малинку пришлось отложить до поры.
Т.к. робот LEGO был единственным, ребята постарше кинулись изучать SprintLayout и ЛУТ. Результат отличный. Освоение продвинутых радиолюбительских технологий дает свои плоды.
Шаг четвертый - LEGO Mindstorms NXT
С неделю ребята мучились с выбором универсальной платформы, пригодной для нескольких конкурсов, еще одну неделю с подбором алгоритма работы. Все равно пришлось подбирать на месте многие параметры и переделывать конструкцию семь(!http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=20259669&postcount=12) раз. Зато удалось поучаствовать в нескольких конкурсах и взять несколько призовых мест, включая первое. Первый опыт оказался полезным даже для нерадивых. Лишний раз убедились, одного конструктора мало для подготовки к соревнованиям, особенно сумо.
На фото представлены два робота LEGO принесенных воспитанниками из дома. Однако робогатор в конкурсе не участвовал, т.к. родители запретили ребенку приносить его на занятия для переделки и подготовки. На самом же "Робофест-2013" недоумевали, мол почему он не участвует в конкурсах "Траектория", "Кегельринг", "Сумо".
Пока писал статью, на радостях, за первое место, выделили средства на покупку нескольких 4х-моторных шасси. Кто бы мог подумать, что от соревнований есть реальная польза.
Начало пятого шага - Raspberry Pi
Каникулы на носу. Добрался до малинки. При поддержке своего хорошего знакомого удалось прикрутить самописный код, который позволит управлять шасси через web, через пиктограммы и просто клавишами. Там же получилось смотреть отдельный поток с IP-камеры. Если получится что-то интересное, обязательно размещу материал, а пока надо спросить разрешение у автора кода.
Банально застрял на покупке разъема microUSB, пригодного для пайки, как всегда нет в продаже, на витрине лежат только ценники. С питанием схемы пока проблема, аккумуляторы (4хАА) быстро разряжаются до нижнего порога питания, нужен импульсный стабилизатор. Вообще, это задумывалось в качестве основы для летающего робота-дирижабля, делающего качественные снимки в полете, ребята жаждут собрать нечто подобное.
Продолжение следует.
з.ы.Жду прихода призовых шасси, это позволит собрать несколько платформ, а с сентября занять почти каждого индивидуальным проектом. Купил несколько конструкторов LEGO Mindstorms NXT.
Очередной раз завернули счет с шасси, оказалось бухгалтерию затопило вместе с компами.
Всё, угадал, счет после всех мытарств и многочисленных переделок просто закинули в мусорку.