Undo - есть такая группа (http://undo-band.ru)
Коллектив состоит из собственно меня и моего друга, мы играем различные страннячки, порождённые упорной попыткой IT-шников (я програмист, а Дима сисадмин) творчески реализоваться в музыке. Получаются немного аутичные э... концептуальные музыкальные композиции, т.е. композиции. Типа такого:
Вот с этого коллектива и начались год назад мои попытки научиться делать роботов. Собственно иллюзиями по поводу создания искусственного разума или электронного друга я не страдаю, задача была вполне конкретная: в наш дуэт нужен басист, было бы здорово, если бы он был механическим.
От такой системы требовалось несколько вещей:
1. Форма вызывающая эмоциональный отклик зрителя - желательно человекоподобность.
2. Тупое воспроизведение заранее подготовленной последовательности нот.
3. Способность извлекать звуки из музыкального инструмента предназначенного для человека.
Я видел много клипов на ютюбе с механизмами воспроизводящими музыку на обычных музыкальных инструментах. Подхода два: вести родословную от матричного принтера или приспосабливать к игре на инструменте универсального робота. В первом случае игра не вызывает эмоционального отклика - вершина этой эволюции уже достигнута, это ноутбук, на котором можно записать какую-угодно партию, такой подход саботирует саму идею игры машины на человеческом музыкальном инструменте. Во втором случае то, что я видел, это дорогущие сложные роботы, настолько приближенные к человеку, что вызывают антипатию и отторжение. Это похоже на то, как отсутствие головы и "неправильные" ноги у BigDog немного пугают - уж слишком похоже в остальных аспектах на настоящее животное. Нужен такой робот, который внешний вид черпает в традиционном искусстве на эту тему, знаете когда из механического хлама собирают кукол, напоминающих живые существа, а функциональность нужно заимствовать у человека узко в тех областях, где это необходимо.
Сейчас, конечно, я понимаю, насколько задача по сложности превосходила мои возможности. Конечно, ничего законченного я не сделал, хотя от намерения не отказываюсь - просто процесс создания будет состоять из нескольких проектов и растянется по времени. Медленно, но верно.
Самым сложным узлом будущего электробасиста я предполагал механизм дерганья за струны - нужно быть не просто колесо с зацепками сделать, а взять часть функциональности у человеческих пальцев. Ниже цитирую прошлогодние записи, по поводу попыток сымитировать человеческий палец, способный дёрнуть за струну.
Добавлено спустя 9 минут 40 секунд:
Электробасист: прототип пальца R1
С целью обозначить начало своей работы над проектом электронно-механического басиста я вчера вечерком быстренько собрал прототип пальца правой руки из детского конструктора.
Фазы движения:
Видео:
Добавлено спустя 3 минуты 44 секунды:
Электробасист: прототип пальца R2
Второй вариант пальца в принципе уже способного что-то дёргать. Вместо двух сухожилий сделал одно + резинка, добавил отдельный привод нижней фаланги. Пока основные проблемы с неравномерностью сгиба фаланг. Дальше буду делать из дерева - конструктора не хватает.
Фото:
Видео:
Добавлено спустя 10 минут 8 секунд:
Электробасист: прототип пальца R3
Купил книжку по физиологии верхних конечностей. Узнал кучу нового, выжимка: две первые фаланги пальца связаны специальным сухожилием.
Третяя модель пальца со стендом. Проблема равномерности сгиба фаланг решена, теперь есть трабла с неравномерностью усилия на сгиб в разных положениях пальца, но это я решу гибким тросиком.
Фото:
Видео:
А вот ещё ролик, где я попытался объяснить принцип по которому фаланги связываются:
Добавлено спустя 4 минуты 8 секунд:
На этом этапе попал на Робофорум в поисках как этот пальчик автоматизировать. Да вот как-то и остановился электробасисит...