roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

 

Управление двигателем от кулера

Раздел создан специально для людей которым интересна робототехника, но в силу разных причин они не знают с чего начать.
Задавайте ваши вопросы, какими бы простыми они не казались, постоянные посетители форума постараются ответить на них по мере своих сил.
Робот своими руками. Самодельный робот.

Управление двигателем от кулера

Сообщение ADonis » 29 окт 2010, 11:16

Всем привет еще раз!
Думаю управлять двигателем от кулера проца (без тахометра) с помощью МК.
Двигатель представляет собой двухфазный бесколлекторник. Управляется все это дело микросхемой FS276 с датчиком Холла.
МК буду брать Tiny13, валяется без дела, а его как раз хватит.
Питание 9В. Для понижения питания на МК можно использовать 7805, так? Ну, не забыв конденсаторами обвешать ее.
Питать двигатель буду ШИМом через ключ КТ972А
У 276й микросхемы есть два выхода на обмотки, которые она поочереди и включает. Вооот, прикинул, как это будет выглядеть, только ногами не бить, пианист играет, как умеет :D

11.JPG


Интересует 2 вопроса:
? Можно ли так питать МК напрямую от выхода L7805?
? Какой номинал сопротивления ставить и вообще верно ли сделан тахометр?

Ну и хотелось бы услышать ваше мнение и здоровую критику.

Спасибо за внимание :)
В гугле есть все! Даже то, чего еще нет!

Не спорь с холостяком о макаронах!
Аватара пользователя
ADonis
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 30 дек 2009, 08:16
Откуда: Омск
Skype: hedgehoguse

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение galex1981 » 29 окт 2010, 11:19

Питать то МК можно от 7805 напрямую, обычно так и делается. Вопрос состоит в другом:
Чем стандартное управление не нравится - если я не ошибаюсь, 3й провод от кулера это выход датчика температуры, можно на него через переменник подать напряжение и у тебя готовое управление есть?
if(!Operate) Read(pDatasheet);
Аватара пользователя
galex1981
 
Сообщения: 4360
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 22:44
Откуда: Камышин
Skype: galk-aleksandr1
прог. языки: C, C++, Assm, BasCom, VB, php
ФИО: Галкин Александр Владимирович

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение ADonis » 29 окт 2010, 11:28

Так ведь нет тахометра на кулере, там 2 провода. Да и не переменник нужен, а более гибкое управление, т.е. установка точно заданной частоты вращения.

Добавлено спустя 41 секунду:
Не температуры, а тахометра :)

Добавлено спустя 4 минуты 29 секунд:
Если уточнить, то схема кулера в оригинале представляет из себя вот это:

12.JPG
12.JPG (9.34 КиБ) Просмотров: 6966
В гугле есть все! Даже то, чего еще нет!

Не спорь с холостяком о макаронах!
Аватара пользователя
ADonis
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 30 дек 2009, 08:16
Откуда: Омск
Skype: hedgehoguse

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение Radist » 29 окт 2010, 13:04

Вы задали конкретные вопросы, это хорошо. Сперва отвечу на них.
1. Питать напрямую можно
2. Сопротивление базового резистора как считать - хорошо написано в "Искусстве схемотехники", но это не ответ. Грубо считается так: ток коллектора (вентилятора) разделить на коэффициент усиления по току транзистора. Получится базовый ток. Падение напряжения на резисторе грубо 4,3В, делим это на ток - получаем максимальное сопротивление базового резистора. Чтобы он гарантированно работал в ключевом режиме - уменьшаем его в 2 раза. При этом помним про ограничение тока порта в 20 мА. Если получилось больше - значит нужен еще один каскад усиления тока.

Вы не написали зачем все это нужно. Если ответ: просто мне это интересно - я молчу. Но если цель - снижение оборотов при небольшом перегреве, то в журнале "Радио" за октябрь этого года есть статья, как на 4 транзисторах сделать такой регулятор. Дешево и сердито. Два из них являются одновременно датчиками температуры. Может заинтересуетесь.

Добавлено спустя 2 минуты 36 секунд:
Посмотрел еще раз на схему. Эти мои рассуждения про базовый резистор относятся к тому резистору, который вы забыли нарисовать в цепи шима. А зачем нижний транзистор - это я не знаю. Но принцип то один и тот же.
Аватара пользователя
Radist
 
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 01 июл 2009, 08:59
Откуда: Екатеринбург
прог. языки: асемблер AVR

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение boez » 29 окт 2010, 13:55

Не получится. На верхнем транзисторе щас собран эмиттерный повторитель, он на выходе больше 4.5 В не даст. Надо два транзистора, один npn или полевик n-канальный вниз - эмиттером/истоком на землю, второй pnp или p-канальный вверх, эмиттером/истоком на +12, коллектором/стоком на обмотку.
Можно ли так сделать тахометр - не знаю. Мне кажется ему от ШИМ плохо будет, ну или можно его подфильтровать. Транзистор нижний ИМХО не нужен, можно резистором и защитным диодом Шоттки на +5В обойтись.
boez
 
Сообщения: 1974
Зарегистрирован: 27 авг 2008, 10:45
Откуда: Харьков
прог. языки: С/С++

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение Myp » 29 окт 2010, 14:53

есть там тахометр
рисунок номер 5 из даташита :)
вот на его основании и рулить шимом
<telepathmode>На вопросы отвечает Бригадир Телепатов!</telepathmode>
Всё уже придумано до нас!
Аватара пользователя
Myp
скрытый хозяин вселенной :)
 
Сообщения: 15935
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 12:26
Откуда: Тверь по прозвищу Дверь
прог. языки: псевдокод =) сила в алгоритме!
ФИО: глубокоуважаемый Фёдор Анатольевич

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение boez » 29 окт 2010, 16:39

Офигеть. Прочел даташит. Я думал там блин как-то хоть на 90 градусов фазы сдвинуты в катушках, а они оказывается тупо по очереди включаются...
Но на то, что я писал это особо не влияет. На рисунке 5 собсно и показано, что сигнал для тахометра можно брать просто с выхода чипа.

Добавлено спустя 20 минут 47 секунд:
О, и еще - выходит, что из старых дохлых кулеров - от всяких старых процов, видух, БП и т.п. можно вытягивать датчики холла с двумя комплементарными относительно мощными выходами и делать на них разнообразную фигню, типа энкодеров тех же, когда не нужна высокая точность, но нужна надежность там, пылегрязеводонепроницаемость и т.п. Или как замена герконам или контактным датчикам.
boez
 
Сообщения: 1974
Зарегистрирован: 27 авг 2008, 10:45
Откуда: Харьков
прог. языки: С/С++

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение Myp » 29 окт 2010, 16:48

даа
даташиты они такие, прочитал и сразу всё понятней становится :ROFL:

кстати да
данная микросхема в обобщённом виде представляет собой мощный датчик хола :D
в других кулерах бывает по другому, отдельно датчик хола и отдельно микра драйвер.
<telepathmode>На вопросы отвечает Бригадир Телепатов!</telepathmode>
Всё уже придумано до нас!
Аватара пользователя
Myp
скрытый хозяин вселенной :)
 
Сообщения: 15935
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 12:26
Откуда: Тверь по прозвищу Дверь
прог. языки: псевдокод =) сила в алгоритме!
ФИО: глубокоуважаемый Фёдор Анатольевич

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение ADonis » 01 ноя 2010, 10:24

Всем спасибо за ответы, действительно, в даташите оказалась подробная схемка, которую я почему-то неправильно воспринял при предыдущем просмотре. :RTFM: Как появится время, то буду эксперементировать :oops:
В гугле есть все! Даже то, чего еще нет!

Не спорь с холостяком о макаронах!
Аватара пользователя
ADonis
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 30 дек 2009, 08:16
Откуда: Омск
Skype: hedgehoguse

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение ADonis » 25 ноя 2010, 08:31

Всем привет еще раз, вот снова сел вчера вечером за этот двигатель и FS276 и снова ничего не пойму.
Имеется в наличии:
- Двигатель от кулера с установленной на него FS276
- Схема тахометра (ниже прилеплена)
- Плата с mega16, выводом данных на индикатор.
- Прошивка под мегу, считает "тики", т.е. скачки 1-0. И выводит их количество/сек на индикатор.

Пока что решил напрямую запитать двигатель от 9В и посмотреть, до каких оборотов он разгоняется. Прошивку проверял простым замыканием на землю. Несколько раз нажмешь кнопку в секунду, столько и высветится. Обновление данных сделал раз в секунду, т.о. прошивка рабочая. На ноге, куда подключается тахометр стоит внутренняя подтяжка.

Двигатель и тахометр.JPG


Имеется следующее поведение:
1) Очень сильный нагрев 7805, это нормально?
2) Тахометр ведет себя странно. Цифры скачут как хотят, показывает от 2 до 19 об/сек. Что это может быть при такой схеме?
В гугле есть все! Даже то, чего еще нет!

Не спорь с холостяком о макаронах!
Аватара пользователя
ADonis
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 30 дек 2009, 08:16
Откуда: Омск
Skype: hedgehoguse

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение Michael_K » 25 ноя 2010, 09:08

1. ОЧЕНЬ - нет. проверьте включение и напряжения.
2. Скорее всего глюк в софте. А просто светодиодик не пробовали подключить - их же видно должно быть - импульсы.
Аватара пользователя
Michael_K
 
Сообщения: 6034
Зарегистрирован: 07 окт 2009, 00:29
Откуда: СПб

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение ADonis » 25 ноя 2010, 09:12

Включение проверил, несколько раз :) Ладно, будем посмотреть... БП 9В 1А, может сильный ток? На этом же БП висит и двигатель, по идее он же должен забирать?

Светодиодик подключал, вроде мыргает... Подключал так же ИК, а к компу фотодиод на звуковуху... импульсы вот:
Импульсы с тахометра.JPG
В гугле есть все! Даже то, чего еще нет!

Не спорь с холостяком о макаронах!
Аватара пользователя
ADonis
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 30 дек 2009, 08:16
Откуда: Омск
Skype: hedgehoguse

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение Michael_K » 25 ноя 2010, 09:18

скорее всего БП нестабилизированный и выдает больше... если пять вольт стоят нормально, то забейте на нагрев кренки (ну или прикрутите к ней железяку какую).

импульсы грязные... если они действительно такие, то неудивительно, что мк считает то 2, то 19.
Какие они долны быть оценить не берусь - фиг знает, какие там переходные процессы в обмотках могут быть и как там датчик холла их коммутирует...
Аватара пользователя
Michael_K
 
Сообщения: 6034
Зарегистрирован: 07 окт 2009, 00:29
Откуда: СПб

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение ADonis » 25 ноя 2010, 09:26

Сейчас перемерил только что, вроде нормально:
Импульсы с тахометра2.JPG


Первый замер был до вставки конденсатора в цепь двигателя

Добавлено спустя 1 минуту 2 секунды:
Выходит, что косяк все-таки в моей прошивке??? :)
Вот не умею работать с прерываниями %-)
В гугле есть все! Даже то, чего еще нет!

Не спорь с холостяком о макаронах!
Аватара пользователя
ADonis
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 30 дек 2009, 08:16
Откуда: Омск
Skype: hedgehoguse

Re: Управление двигателем от кулера

Сообщение Michael_K » 25 ноя 2010, 09:27

тогда в силе первое предположение - ошибки в софте.
Судя по картинке должно показывать что-то около 70 (примерно 30-40 импульсов за полсекунды)
Аватара пользователя
Michael_K
 
Сообщения: 6034
Зарегистрирован: 07 окт 2009, 00:29
Откуда: СПб

След.

Вернуться в Новичкам или основы основ роботостроения.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Mail.ru counter