roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

contr » 02 окт 2009, 18:07

Вы забываете, что ШИМ имеет КПД ~90% и диапазон регулировки 0..100% или стабилизацию. С резистором или аналоговым регулятором/стабилизатором такого не достичь. Для бота с его автономным питанием это может оказаться важнее, чем упрощение на пару деталек.

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

Duhas » 02 окт 2009, 18:43

я бы сказал 90 и более %.. пи использовании полевиков.. если ими нормально рулить... хотя если учитывать сжираемые драйвером и прочей обслугой ватты, тогда да.. порядка 90наверно и наберется... особенно для маломощных ШИП...

ПС речь шла про Нмост.. где всю чуть сложнее чем с 1 полевиком... с 1 там более 90% имхо...

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

contr » 02 окт 2009, 19:49

вот Н-мост в ряде случаев выгодно заменить обычным реле или НЧ ШИМ с оптронной развязкой.

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

Zeus » 05 окт 2009, 11:55

Привожу цитату с другой темы, которая в принципе повторяет ответ contr

boez писал(а):В общем я считаю, что модели "индуктивность+резистор+батарейка" достаточно для описания ДПТ с постоянным магнитом и расчета ШИМ для управления им. И это не зависит от его мощности. Если не хочется делать H-мост с шимом - можно сделать реле + 1 шимуемый ключ. Да, кстати - а 850 кВт ДПТ неужто не ШИМом управлялся?


более того, я склонен к такой схеме, потому как Н-мост нужен только для того чтобы сделать реверс двигателя (вперед, назад). С этим вполне справиться любое 4-групное реле. А то, что оно щелкать будет при переключениях фигня полная, вы что очень часто двигаетесь впере-назад. Это как коробка автомат: режим паркинга, режим заднего хода и т.п.

Включили реле схему "вперед", нарезали 1 транзистором и ШИМом то, что нужно - поехали.
Остановились - реле не отключили - стоим - поехали опять вперед, и т.п.
Только когда надо менять направление реле будет переключаться.
Многие скажут реле в режиме удержания будет потреблять ток, согласен, но многие маломощные реле имееют мощность катушки в режиме удержания - менее 1Вт.
К тому же если собрать на реле схему коммутации двигателя правильно, а именно, если большую часть своего времени робот движется только вперед, то реле буд твообще обесточен, и только когда надо будет ехать назад - будет подаваться напряжение на реле для переключения/включения "задней" скорости.

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

avr123.nm.ru » 05 окт 2009, 12:17

Гениально !

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

contr » 05 окт 2009, 13:15

2Zeus
Мне кажется, что Вы не схему упростить хотите, а освоения ШИМ избежать. Вот себя и уговариваете, что контакты реле не подгорают, щелкают тихо и почти не потребляют.
Сегодня ШИМ и МК встречаются на каждом шагу, чего не скажешь о реле. Начните изучать сейчас, чтобы не отстать навсегда.

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

EdGull » 05 окт 2009, 13:54

contr золотые слова! :Bravo:

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

avr123.nm.ru » 05 окт 2009, 15:01

contr писал(а):2Zeus
что контакты реле не подгорают
Если переключать при выключеном ключе то подгара не будет.

Кроме того тут вряд ли кто-то проектирует ВЕЧНЫЕ веще.

contr писал(а):2Zeus
Сегодня ШИМ и МК встречаются на каждом шагу, чего не скажешь о реле.


Чушь дивная ! Реле имеют огромное распространение, причем на "каждом шагу" буквально как и ШИМ. Например в автомобилях, в светофорах, в электропитании жэилых домов.

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

Zeus » 05 окт 2009, 15:28

contr - я вас не понимаю совсем.
То вы говорите:
contr писал(а):вот Н-мост в ряде случаев выгодно заменить обычным реле или НЧ ШИМ с оптронной развязкой.


То:
contr писал(а):2Zeus
Мне кажется, что Вы не схему упростить хотите, а освоения ШИМ избежать. Вот себя и уговариваете, что контакты реле не подгорают, щелкают тихо и почти не потребляют.
Сегодня ШИМ и МК встречаются на каждом шагу, чего не скажешь о реле. Начните изучать сейчас, чтобы не отстать навсегда.


Про подгорание контактов реле - это вообще бред. avr уже отвел.
Я повторю - реле переключается в момент конгда на двигателе нет напряжения, потому как иначе быть не может. Пример: вы едите на машине 110 км/ч и включаете заднюю передачу, что будет? Так зачем переключать реле и менять направление вращения двигателя в движении?
К тому же сейчас получили распространение силовые полупроводниковые реле на токи 10А и более, так вот в них есть внутрення схема которая включает и выключает симисторы(транзисторы) при прохождении синусоиды напряжения фазы через 0, чтобы не было лишьних переходных процессов.

Пример: бортовой контроллер автомобиля ВАЗ (и любого другого) управляет вентилятором охлаждения через реле, автосигнализация автомобильная подает питание на привода закрытия дверей через свои внутренние реле, промышленные контроллеры с релейными выходами (АВВ, сименс, ёкогава, шнайдер). Или конструкторы всего мира такие тупые? :ROFL:

К тому же ШИМа я не избегаю - один то транзистор остается и как раз ШИМом он управляется, а снижаю сложность и стоимость драйвера управления коллекторным двигателем постоянного тока.

Подчеркиваю еще раз, если вы делаете инвертор на переменное напряжение (или ЧРП асинхронного двигателя) - схема одна, а блок питания постоянного тока - это другое. Не нужно путать вещи.
А если у вас знания только в программировании микроконтроллеров и радиотехники, а знаний электротехники, электрических машин, кинематике, теоретической механие, физике и смежных областях нет, то вот как раз сами и изучайте, чтобы нормальные устройства потом проектировали.

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

Duhas » 05 окт 2009, 21:54

я вот с удовольствием послушаю трели релейного драйвера ДПТ на лайнтрейсере )

Н-мост призван управлять ДПТ в составе сервопривода, где важны частые реверсы .... имхо...

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

Zeus » 06 окт 2009, 10:07

Вы думаете, что я против Н-мостов?!
Совсем нет!
Я за функционал и рационализацию.
Сперва нужно решить, какие функции мы хотим получить от устройства, а потом выбрать реализацию.
Для разных задач требуется разная реализация, связанная напрямую с допустимыми габаритными размерами и весом устройства, функциями, КПД, экономичностью не только в плане расхода электроэнергии, но и в плане денежных затрат на изготовление устройства и т.п.

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

Duhas » 06 окт 2009, 10:32

дык эта тема 100 раз пережевана.. и выбрано 2 решения - нужна возможность частого реверса и тд - Н-мост... основная работа в 1 направлении.. реверсы не частые - реле + ключ..

о чем еще можно рассуждать ?

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

boez » 06 окт 2009, 10:59

Можно еще порассуждать о том, что если движок маломощный - то H-мост может получиться меньше по габаритам, чем один ШИМ-ключ+ключ управления реле+само реле :)

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

Duhas » 06 окт 2009, 14:13

и еще и легче и дешевле ))))

Re: Простые схемы драйвера регулировки мощности ДПТ

boez » 07 окт 2009, 12:22

Дабы не плодить оффтоп в теме про ребенка - отвечу про обратные диоды здесь. Ну и еще раз попробую убедить Zeus'а насчет ДПТ и асинхронников. H-мост (или один шимованный ключ + реле) для ДПТ вовсе не так уж сильно отличается по режиму работы от трехфазного моста для асинхронника, как кажется. Ну нету между ними такого разделения "постоянный-переменный". Если H-мост управляет ДПТ сервы и качает качалку 5 раз в секунду туда-сюда - на ДПТ подается переменное синусоидальное напряжение частотой 5 герц. Через ДПТ течет переменный ток 5 Гц. Если трехфазный ПЧ тормозит асинхронник постоянным током - на него подается постоянное напряжение в 10-20 вольт между двумя фазами. Через эти фазы течет постоянный ток.

На самом деле и то, и другое - просто управляемые понижающие импульсные преобразователи напряжения, у которых дросселем является обмотка мотора. Один двухканальный, второй - трех. И обратный диод - это обязательный элемент именно импульсного источника, он обеспечивает неразрывность тока. Вот например понятное описание с графиками токов, показывающее зачем нужен обратный диод: http://technostack.ru/part/doc/decision ... ostack.ru/ Если обратного диода не будет - при размыкании транзистора ток начнет быстро падать и в соответствии с U = L*dI/dt обмотка ротора выдаст импульс высокого напряжения - ЭДС самоиндукции обмоток ротора. Ключ от этого импульса сгорит.

Если мы управляем двигателем с помощью реле - этот импульс просто вызовет дугу между контактами реле и вся энергия самоиндукции рассеется в этой искре. Реле, в отличие от транзистора, не боится перенапряжений. Между прочим, если в чисто релейную схему управления мотором поставить обратный диод на то реле, которое подает и снимает общее питание (и размыкается под током) - он защитит контакты реле, реле будет работать как будто в режиме коммутации нулевых токов.


Rambler\'s Top100 Mail.ru counter