roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

H-мост (H-bridge) и все о нем

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

SiemX » 29 июл 2010, 14:48

А у меня такая схема драйвера работает, только что собрал и проверил :roll:
Вложения
схема.GIF

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

Michael_K » 29 июл 2010, 15:30

Я же говорю - махать будет.
Тогда уж выкинуть резюки между коллектором первого транзистора и базами, и в эмиттерах на выходе.
У вас частота ШИМ какая? сто герц??? :)

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

boez » 29 июл 2010, 15:50

Michael_K писал(а):Схема... опять кривая, к сожалению...
То есть, если резюк в коллекторе первого транзюка достаточно мал...
махать-то она сможет кое как, но имхо, это хуже, чем просто нога проца...


Да нет, нормальная схема - "достаточно мал" это могут быть единицы кОм, там токи через базы повторителя совсем небольшие будут течь, а уже сам повторитель их усилит для раскачки затворов.

Но все же "нравится-не нравится", "хочется-не хочется" это не аргументация. У нас есть даташиты, в них есть инфа достаточная чтобы сделать выбор. Смотрим на картинку фиг.1 в даташите. Видим, что при токе 5А и напряжении на затворе 5В падение будет порядка 0.15 В, т.е мощность 0.75 Вт. Ну и на верхнем еще сколько-то рассеется, поменьше, ибо там напряжение затвора 12 В. А нам разрешено 2 Вт на корпус (ну 1.3 в сильную жару) - пролезаем. Будут еще динамические потери конечно, так что может 5А непрерывного тока эта штука и не потянет, так а может столько и не надо?

В общем, если частота ШИМ невысокая, схема с трехтранзисторным драйвером лучше, поскольку она сильнее открывает нижние ключи. А если высокая - то лучше подключать напрямую, поскольку выход проца быстрее будет заряжать затвор полевика.

Добавлено спустя 2 минуты 37 секунд:
Ну и вообще, схема с прямым подключением лучше, поскольку намного проще :)

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

Michael_K » 29 июл 2010, 16:09

boez писал(а):...Да нет, нормальная схема...

Открывает, то она открывает, конечно, но мне показалось, что закрывать она будет фиговенько:

Во-первых, первый транзистор в насыщении - это грубо 0.2 вольта.
Во-вторых, делитель резисторный на базах (во второй схеме к счастью его уже нет).
В-третьих, после 0.6 вольт на базовом переходе нижнего выходного транзистора,
она будет вниз тянуть сильно слабее - то есть закрываться мосфет будет медленно
и "не до конца".

Открываться она тоже будет не слишком весело из-за подтяжки на первом транзисторе
(но правда, открытие произойдет сильно раньше, чем напряжение дорастет до 12 вольт)

Поэтому, думаю, что динамика будет никакая...

А пяти вольт, как мне кажется, достаточно для таких мосфетов и практических применений
(ну если не выжимать из этого мосфетика предельные режимы)...

Добавлено спустя 1 минуту 10 секунд:
boez писал(а):у и вообще, схема с прямым подключением лучше, поскольку намного проще :)

Это уж точно!!! :)

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

Zeus » 29 июл 2010, 17:01

Я накидал в протеусе схему:
Рабочий стол.rar
(20.79 КиБ) Скачиваний: 0


1) При отсутствии ограничительного сопротивления (сомневаюсь что выход МК вытянет, хотя х.з.)
1.jpg


2) При ограничительном резисторе 100 Ом
2.jpg


3) При ограничительном резисторе 200 Ом
3.jpg


Может конечно где ошибся, поправьте.
Не пойму почему ток I2 сперва растет при включении, а потом падает, хотя все равно включен.

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

boez » 29 июл 2010, 17:34

А там в модели моторчика скорее всего сидит емкость, вот она и заряжается. А в горизонтальной клетке сколько времени?

Добавлено спустя 7 минут 4 секунды:
Zeus, а тебя не затруднит воткнуть амперметр в сток верхнего ключа Q1 (выводы 5,6)? Просто интересно проверить одну догадку - если там действительно емкость у моторчика, то в переходном процессе в такой схеме может приоткрыться верхний ключик Q1, и потечь небольшой сквознячок... В общем, чтобы точно понять откуда такой импульс тока - нужно промерять все 3 ветви - мотор, сток верхнего Q1 и затвор верхнего Q2.

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

Michael_K » 29 июл 2010, 18:47

Угу - модель мотора - непонятна...
( может это он раскрутился до ХХ и его ток упал до нуля :) )

Но как мне кажется, это просто емкость верхнего затвора зарядилась вниз током в 6А - это нормально - просто, видимо, это все за микросекунду произошло...
Шим 100кГц?

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

boez » 29 июл 2010, 21:11

Michael_K писал(а):Но как мне кажется, это просто емкость верхнего затвора зарядилась вниз током в 6А - это нормально - просто, видимо, это все за микросекунду произошло...

Ни разу это не нормально, нижний затвор за ту же микросекунду (если это она) зарядился током в десятки мА, что соответствует расчету. А 6А не соответствует. И сильно я подозреваю, что это сквозняк, вызванный временным открытием второго верхнего ключа через емкость движка.

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

Michael_K » 29 июл 2010, 21:19

boez писал(а): нижний затвор за ту же микросекунду (если это она) зарядился током в десятки мА

Логично.
Хм... может это шоттки так закрылся (хотя странно).

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

Zeus » 30 июл 2010, 18:04

ШИМ 1 кГц - 50%
В горизонтальной клетке 1 мкс.
Левые графики - открытие Q2.
Правые графики - закрытие Q2.
Между ними целая милисекунда, поэтому на одном графики фронты при включении и выключении будут не видны.
а тебя не затруднит воткнуть амперметр в сток верхнего ключа Q1 (выводы 5,6)
сюда воткнуть не получается - протеус ругается.
Воткнул амперметр вверху транзистора Q1:
3.jpg


Добавлено спустя 13 минут 27 секунд:
( может это он раскрутился до ХХ и его ток упал до нуля :) )


на графиках измерения в периоде 9,999мс-10,003мс после старта - т.е. до х.х. мотор не успеет раскрутиться.

получается что сквозняк в транзисторе Q1 и течен он через Q2 - а мотор тут ни при чем, а почему так не пойму?!

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

boez » 30 июл 2010, 18:37

Почему через Q2? Явно же видно, что через два транзистора Q1 течет ток. Я так понимаю, емкость мотора заряжается через затвор верхнего Q1, открывая его на короткое время, вместо того, чтобы заряжаться через сток верхнего Q2. Не совсем понятно почему, а может это вообще глюк протеуса? По идее нижний Q1 открывается, напряжение на его стоке падает, а это вывод мотора, на втором выводе мотора тоже напряжение падает, начинают открываться оба верхних ключа - но верхний Q2 сразу же заряжает емкость мотора, отчего напряжение на втором выводе мотора должно быстро вырасти обратно, без образования существенного сквозняка. Ну или хотя бы пополам должен поделиться ток стока нижнего Q1 - в мотор и в сток верхнего Q1. А тут видно, что он уходит в сток почти весь, т.е. верхний Q2 открывается как-то сильно поздно.

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

Michael_K » 30 июл 2010, 20:41

проверить очень просто - поставить вместо мотора резюк или даже просто отключить его.

Добавлено спустя 23 минуты 35 секунд:
ну, измерения происходят в момент, когда какой-то ток через мотор уже течет...
(это десятый импульс после включения)
Поэтому диоды открыты, они не закрываются мгновенно

Добавлено спустя 4 минуты 6 секунд:
Хм... наверное чушь написал, при шиме 50/50 такого не может быть, кажется

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

Zeus » 31 июл 2010, 21:46

Про Q2 опечатался,
хотел сказать что через верхний Q1 течет.
При замене резисторов R1, R2, R3, R4 с 100 кОм на 5,1 кОм - сквозной ток уменьшился с 6А до 50 мА.
да и сопротивление мотора стояло и стоит 12 Ом.
может и гон протеуса...

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

Michael_K » 01 авг 2010, 01:20

Boez, а что это за зверь Q1 вот тута:
Изображение
Вечно открытый P-канальный мосфет? Что-то не догоняю...
(да еще и с диодом)...
VMOT - снаружи пришло.

Re: H-мост (H-bridge) и все о нем

avr123.nm.ru » 01 авг 2010, 01:37

А если + с минусом поменять ?


Rambler\'s Top100 Mail.ru counter