roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

Как изменять передаточное отношение серво -> узел

Шестерни и колёса, тяги и тросики... Каркасы, скелеты ...

Как изменять передаточное отношение серво -> узел

Сообщение avr123.nm.ru » 10 янв 2006, 00:37

спешал фо  -= Александр =- !

Друзья, иногда в различных положениях узла имеющего небольшой угловой ход требуется значительно меняющийся крутящй момент.

Пример - коленный сустав робота.

А servo и большинство доступных мотор-редукторов имеют максимальный крутящий момент не зависящий от положения выходного вала.

======

Подумайте и предложите - какие ПРОСТЫЕ решения этой проблемы можно использовать роботостроителям ?

Т.е. нужно придумать как изменить передаточное отношение между двумя валами, когда вал пинимающий крутящий момент имеет небольшой угол вращения - скажем до 90 градусов.

P.S.  ... и почему это у Асимо ноги в коленках не разгибаются ?

и на закуску до 150 градусов скажем ...

Поверьте - они довольно просты, требуют минимум деталей и пружины (как в подвеске дверей гаража-ракушки) не обязательны.
 
Аватара пользователя
avr123.nm.ru
отсылающий читать курс
 
Сообщения: 14195
Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Откуда: Москва
Предупреждения: -8

Re: Как изменять передаточное отношение серво -> узел

Сообщение =DeaD= » 10 янв 2006, 01:25

avr123.nm.ru писал(а):Поверьте - они довольно просты, требуют минимум деталей и пружины (как в подвеске дверей гаража-ракушки) не обязательны.

А можно наверное наоборот с пружиной делать - чтобы в положении где нужно максимальное усилие - еще и пружина работала. Типа когда робот присаживается - он сжимает в коленях пружины, которые потом помогут ему встать... тогда усилие привода можно чуть ли не в 2 раза увеличить простой добавкой. Но на удержание придется постоянно работать. Хотя если это коленные суставы - они и так будут на удержание работать в согнутом состоянии, а в прямом пружины будут свободными и не нужно будет ничего удерживать.

+ когда робот садится - будет сохраняться часть энергии, а не теряться.

PS: Чего-то я задумался по поводу динамики такого механизма с пружинами в суставах - насколько можно повысить КПД шагающего механизма если энергию не раскидывать, а складывать в пружины...
Аватара пользователя
=DeaD=
 
Сообщения: 24218
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 18:01
Откуда: Ебург
прог. языки: C++ / PHP / 1C
ФИО: Антон Ботов

Сообщение Kanoka » 10 янв 2006, 02:09

Пружина нужна, но не там. Она нужна на подтягивающем ролике в ременной передаче один шкиф которой нормальный круглый а второй яйцеобразный.
Передаточный момент в разных положениях будет разный.
Kanoka
Модератор
 
Сообщения: 1274
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 03:18
Откуда: Москва

Сообщение -= Александр =- » 10 янв 2006, 02:44

Ну, погу предложить например кривошипно-шатунный механизм: если в поршневом двигателе максимальный момент у него когда коленвал повернут перпендикулярно к оси хода поршня. Делаем все наоборот: серва крутит шип, на который опирается шатун. Максимальный момент развивается когда шип, ось сервы и линия хода поршня (или того что мы толкаем) находятся на одной линии. Минус такой системы - небольшой рабочий ход. Зато в начале движения будет довольно приличное усилие.
Аватара пользователя
-= Александр =-
Мастер Самоделкин
 
Сообщения: 3678
Зарегистрирован: 11 окт 2004, 19:20
Откуда: Россия, СПб
прог. языки: C/C++, Python, asm
ФИО: Курмис Александр Андреевич

Сообщение prapor » 10 янв 2006, 11:12

По поводу пружин могу сказать ,что равновестные системы эфективны исключительно в статических случаях. Как только появляется динамика вступает в силу закон сохранения сколько энергии загонишь в пружину столько же затратить.И еще столько же надо затратить на удержание в промежуточном положение.
P.S.
Проверенно и оказалось не выгодно.
prapor
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 15 сен 2005, 14:44

Сообщение avr123.nm.ru » 10 янв 2006, 12:02

чет вы с пружинами перемудрили.

Пружины нужны умереные - они не должны удерживать робота от приседания самостоятельно !

а иначе лишяя "дурь" потребует эл. энергии и на приседание да еще и на удержание в присядке.

пружина не должна сама поднимать робота, так же как она не должна сама нажимать педаль сцепления!

пружина должна лишь помогать!

КСТАТИ:  такая пружинная помощь в сцеплении авто - тоже называется серво!
Аватара пользователя
avr123.nm.ru
отсылающий читать курс
 
Сообщения: 14195
Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Откуда: Москва
Предупреждения: -8

Re: Как изменять передаточное отношение серво -> узел

Сообщение avr123.nm.ru » 10 янв 2006, 12:15

=DeaD= писал(а):
avr123.nm.ru писал(а):Поверьте - они довольно просты, требуют минимум деталей и пружины (как в подвеске дверей гаража-ракушки) не обязательны.


А можно наверное наоборот с пружиной делать - чтобы в положении где нужно максимальное усилие - еще и пружина работала. Типа когда робот присаживается - он сжимает в коленях пружины, которые потом помогут ему встать...  


я пружины конечно предложил, как очевидное решение и применяемое широко, в топике с которого началось - про АСИМО.

А сдесь я хотел услышать варианты бес пружины - а именно изменения передаточного числа.

а то Александр грозился вариатор от снегохода на робота поставить.

Но вариатор то нужен когда угол аращения нужен не ограниченый - а у нас он реально не велик.

Вот я и завел топик поиска тех. решений которые позволят применить в суставах  мотор редукторы автомобильные готовые.
Аватара пользователя
avr123.nm.ru
отсылающий читать курс
 
Сообщения: 14195
Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Откуда: Москва
Предупреждения: -8

Сообщение -= Александр =- » 10 янв 2006, 12:55

Ответ очевиден: ставить вариатор между двигателем и редуктором. Там угол поворота довольно большой по сравнению с конечным валом... Хотя я этот самый вариатор в руках не держал и имею о нем лишь общее представление...  :roll:
Аватара пользователя
-= Александр =-
Мастер Самоделкин
 
Сообщения: 3678
Зарегистрирован: 11 окт 2004, 19:20
Откуда: Россия, СПб
прог. языки: C/C++, Python, asm
ФИО: Курмис Александр Андреевич

Сообщение avr123.nm.ru » 10 янв 2006, 13:09

-= Александр =- писал(а):Ответ очевиден: ставить вариатор между двигателем и редуктором. :roll:


т.е. вместо одного мотор-редуктора который лежит в магазине запчастей - взять:

1) эл. двигатель (можно там же)
2) вариатор
3) редуктор
4) все жто вместе слепить ка-то

======

нет уже увольте, лучше что попроще из выше предложеного ИМХО.
Аватара пользователя
avr123.nm.ru
отсылающий читать курс
 
Сообщения: 14195
Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Откуда: Москва
Предупреждения: -8

Сообщение -= Александр =- » 10 янв 2006, 13:12

А еще есть всякие автомодельные коробки передач, я видел на 2 скорости. Тоже можно применить, хоть и геморроя со сцеплением будет много...
Аватара пользователя
-= Александр =-
Мастер Самоделкин
 
Сообщения: 3678
Зарегистрирован: 11 окт 2004, 19:20
Откуда: Россия, СПб
прог. языки: C/C++, Python, asm
ФИО: Курмис Александр Андреевич

Сообщение -= Александр =- » 10 янв 2006, 13:22

avr123.nm.ru писал(а):1) эл. двигатель (можно там же)
2) вариатор
3) редуктор
4) все жто вместе слепить ка-то

нет уже увольте, лучше что попроще из выше предложеного ИМХО.


Что вы все тут как я не знаю что? Я предложил вариант для мощных силовых механизмов... Пружины - не панацея, их разве-что в коленях гуманоида как-то применить можно, там где нагрузка гарантирована. А в тех-же плечах и локтях что делать? Если на ногах робот сам себе нагрузка, то руки и пустыми могут быть...  :roll:
А мощные механизмы больших денег стоют и с большим геморроем из хлама делаются...
Аватара пользователя
-= Александр =-
Мастер Самоделкин
 
Сообщения: 3678
Зарегистрирован: 11 окт 2004, 19:20
Откуда: Россия, СПб
прог. языки: C/C++, Python, asm
ФИО: Курмис Александр Андреевич

Сообщение avr123.nm.ru » 10 янв 2006, 13:48

-= Александр =- писал(а):Что вы все тут как я не знаю что?


это не все, это только я. извини, я не хотел обидеть - просто чтоб не сухой разговор был а поживей.

-= Александр =- писал(а):Пружины - не панацея, их разве-что в коленях гуманоида как-то применить можно, там где нагрузка гарантирована. .


дак я потому и попросил варианты без пружин.

а панацеи не существует вовсе.
Аватара пользователя
avr123.nm.ru
отсылающий читать курс
 
Сообщения: 14195
Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Откуда: Москва
Предупреждения: -8

Сообщение avr123.nm.ru » 10 янв 2006, 13:54

-= Александр =- писал(а):А еще есть всякие автомодельные коробки передач, я видел на 2 скорости. Тоже можно применить, хоть и геморроя со сцеплением будет много...


да уж лучше гидротрансформатор - он гермитичный и трансформирует до 4 раз - но дорогущий наверняка.

вобщем только умом и сообразительностью с изворотливостью.
Аватара пользователя
avr123.nm.ru
отсылающий читать курс
 
Сообщения: 14195
Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Откуда: Москва
Предупреждения: -8

Сообщение -= Александр =- » 10 янв 2006, 14:10

Видел я где-то штуку такую: масса из металлической пыли и какого-то масла. Все это в банке и в нее соосно входят два вала. Вокруг банки электромагнит. Чем сильнее мгнитит тем сильнее передается усилие между валами. Хотя это скорее аналог сцепления, а не то что мы тут ищем...
Аватара пользователя
-= Александр =-
Мастер Самоделкин
 
Сообщения: 3678
Зарегистрирован: 11 окт 2004, 19:20
Откуда: Россия, СПб
прог. языки: C/C++, Python, asm
ФИО: Курмис Александр Андреевич

Сообщение avr123.nm.ru » 10 янв 2006, 14:38

-= Александр =- писал(а):Видел я где-то штуку такую: масса из металлической пыли и какого-то масла. Все это в банке и в нее соосно входят два вала. Вокруг банки электромагнит. ...


сцепление электрическое на старых запорожцах было таким, только к теме не относится ИМХО.
Аватара пользователя
avr123.nm.ru
отсылающий читать курс
 
Сообщения: 14195
Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Откуда: Москва
Предупреждения: -8


Вернуться в Механика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38