roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

Управляемое разобщение рабочего органа от привода

Шестерни и колёса, тяги и тросики... Каркасы, скелеты ...

Управляемое разобщение рабочего органа от привода

Сообщение Corvair » 05 авг 2024, 12:40

Приветствую всех!
Планирую постройку RC модели универсального экскаватора ЭО-5111Б. Масштаб будет 1:12 или 1:16, в зависимости от конструкции машинерии.
Вводная:
Основа такого экскаватора это три канатные лебёдки - подъёмная, тяговая и стреловая. У прототипа они работают от дизеля через механическую трансмиссию (групповой привод), у каждой лебёдки имеются фрикционная и тормозная муфты, как правило, это ленточные или конусные фрикционы. Барабаны лебёдок свободно вращаются на валах, приводимых от двигателя. При включении фрикционной муфты барабан механически соединяется с валом и начинает вращаться, наматывая трос. Отключение муфты приводит к разобщению барабана с валом и свободной размотке троса (свободный сброс). Для исключения или остановки этого процесса барабан может затормаживаться без подключения к трансмиссионному валу. Все переключения происходят плавно за счёт фрикционов. Трансмиссионный вал имеет возможность реверса за счёт реверс-редуктора, стреловой барабан имеет реверс обязательно, для остальных эта возможность опциональна и требуется не всем видам рабочего оборудования. Стреловой барабан мало того, что не имеет возможности свободной размотки, у него имеется храповик, собачку которого требуется поднять для опускания стрелы.
При оснащении экскаватора драглайном подъёмная лебёдка поднимает ковш на подъёмном тросу, тяговая подтягивает его за второй трос - тяговый, к экскаватору. Стреловая поднимает и опускает решётчатую стрелу. При таком оборудовании на подъёмной и тяговой лебёдках требуется возможность свободной размотки, для заброса ковша драглайна с разворота аналогично спиннингу.
То же самое относится к механическому сваебою, шар- и клин-бабе, трамбовочной плите, обратной лопате.
Для работы подъёмным краном требуется реверс на тяговом барабане, который становится грузовым. И отключается возможность свободного сброса, только принудительная размотка троса в обе стороны. То же самое относится к грейферу и прямой лопате, где от привода тягового барабана работает напорный механизм рукояти лопаты.

Для бОльшего реализма необходимо свободное разматывание на тяговой и подъёмной лебёдках, причём, с плавным переключением.

В сети есть ряд моделей, но у большинства нет свободного сброса, нашёл только одну модель с таковым:

https://youtu.be/1lT7qTUXdAw?si=fplkdgRUl2yL2UJ1&t=34
но здесь реализация с жёстким переключением, что не очень то и реалистично.
Продумываю три варианта:
С индивидуальным приводом лебёдок:
1. Шаговые моторы без редукторов. Не надо никакого механизма разобщения барабана с приводом и тормозов, всё может делать сам мотор, при управлении шагами вплоть до снятия питания и будет свободный сброс с плавным включением и торможение работающим двигателем. Особой точности, никакого дробления шага не требуется, это не фрезер и не принтер. На стрелу червячный моторедуктор.

2. Моторедукторы. Требуется некое фрикционное сцепление между приводом и барабаном, для которого не нашёл готовых решений, кроме центробежного сцепления для автомоделей с ДВС, требующего высоких оборотов и практически неуправляемого и ленточных тормозов для каких-то электровелосипедов, годных только как заготовка для колхозинга: https://sl.aliexpress.ru/p?key=duXesLe

Групповой привод:
3. Единый мотор вращает лебёдки через клиноременные передачи от общего вала. Фрикционы реализуются по образцу некоторых мотоблоков, с помощью натягиваемой клиноременной передачи. Но также потребуются некие тормоза для фиксации барабанов, разобщённых с трансмиссией, опять мысли о вышеупомянутых ленточных тормозах для СИМ. Управление ременными передачами и тормозами с помощью стандартных модельных сервомашинок, которых становится множество. Возможность совмещения рабочих движений ограничена, невозможно одновременно работать двумя барабанами в разные стороны, что в приницпе, соответствует прототипу :).

Какой из этих вариантов представляется более реальным в постройке?
Corvair
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 янв 2017, 15:02

Re: Управляемое разобщение рабочего органа от привода

Сообщение esisl » 06 авг 2024, 13:42

Первый, конечно.
Фрикционные - это люто сложно...
esisl
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: 23 июл 2012, 15:24


Вернуться в Механика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2