Технический форум по робототехнике.
blindman » 03 ноя 2011, 19:28
У кого-нибудь есть опыт использования этих двигателей? Насколько реально запустить его на низкой скорости? Надо раскрутить диск с моментом инерции порядка 0,04 кг·м2, передача пассиком, в рабочем режиме вал двигателя должен вращаться с частотой 5 оборотов в секунду
Dmitry__ » 03 ноя 2011, 19:51
те, которые без датчиков холла не будут работать на низких оборотах
а с датчиками хоть с нулевой скоростью...
я на них делал заточные станки для мелких фрез
blindman » 03 ноя 2011, 19:53
Почему не будут без датчиков работать?
boez » 03 ноя 2011, 20:00
Тут дело такое. Насколько я помню, датчиков положения у этих моторчиков нету. Определять положение по противоЭДС тоже не получится на малых скоростях. Т.е. только разгонять "вслепую". Если устроит темп разгона скажем половина или даже четверть от максимально возможного - то почему бы и нет? Нужен трехфазный мост с ШИМ и датчиками тока, который будет стабилизировать выходной ток и вращать его по кругу по фазам со все возрастающей скоростью. По сути, управлять этим мотором как шаговиком. У шаговика ведь тоже нету датчика положения, и никого это не волнует. Темп разгона подобрать (найти темп, при котором начинают происходить срывы разгона, а потом уменьшить его раза в 2 для запаса).
Dmitry__ » 03 ноя 2011, 20:01
Они управляются как брушлесс двигатели.
Со свободного провода двигателя в текущей фазе снимается сигнал эдс, чтоб контроллер знал когда переключать обмотки. А на низких оборотах эдс слишком мал, чтоб замерить.
В хоббийных контроллерах такие движки крутят в 2 этапа, на низкой шим раскручивают двигатель, а потом по эдс.
Поэтому такие движки имеют плохой момент на валу при старте, для автомобильного применения стали делать брушлессы с датчиками
blindman » 03 ноя 2011, 20:18
Если питать трехфазной синусоидой - то наверно можно и без датчиков обойтись? Как синхронный использовать.
Основной вопрос - потянет ли он нужную нагрузку. Ну и жрать сколько будет.
Duhas » 03 ноя 2011, 20:43
жрать будет - сколько позволить )
ток надо будет ограничивать.. нагрузка там только в разгоне, разогнать можно и большим током.. потом уйти на малые, подобрав так, чтобы срывов синхронизма не было..
но вообще для низких скоростей там слишком мало полюсов..
Dmitry__ » 03 ноя 2011, 20:56
blindman писал(а):Если питать трехфазной синусоидой - то наверно можно и без датчиков обойтись? Как синхронный использовать.Основной вопрос - потянет ли он нужную нагрузку. Ну и жрать сколько будет.
я не умею переводить момент инерции в момент на валу
Раскрути двигатель вручную и посмотри эдс осциллом. Если будет синусоида то ок, если трапеция то хуже
Добавлено спустя 7 минут 23 секунды:а если плавность хода двигателя не важна, то можно и с трапецией...
EdGull » 03 ноя 2011, 22:59
Dmitry__ писал(а):я на них делал заточные станки для мелких фрез
а можно подробности в отдельном топике? уж очень этот вопрос интересует
Dmitry__ » 03 ноя 2011, 23:24
[url]http://www.chipmaker.ru/topic/18890/page__p__277406__hl__%2Bстарого+%2Bвинчестера__fromsearch__1#entry277406[/url]
boez » 04 ноя 2011, 11:48
Dmitry__ писал(а):я не умею переводить момент инерции в момент на валу
Это очень просто - M=J*omega'. Это аналог F=m*a, только для вращения. Так что, подобрав нужный темп разгона (угловое ускорение, рад/с^2) omega', можно получить нужный момент. Естественно моторчик должен хотя бы уметь развить статический момент больше момента, вызванного трением покоя, чтобы хотя бы стронуть нагрузку с места
Да, только момент инерции не кг/м^2, а кг*м^2.
Для простоты можно оперировать не ускорением, а временем разгона, зная, что конечная скорость равна примерно 30 рад/с (5 об/с * 2*pi). Скажем, если разгон длится 30 сек, то требуемое ускорение 30/30 = 1 рад/с^2, а момент 0.04 * 1 = 0.04 Н*м = 0.4 кг*см. Если разгон длится скажем 5 минут (300 с), то требуемый момент в 10 раз меньше. Это без учета пассика естественно, и при условии, что я нигде не наврал
.
Dmitry__ » 04 ноя 2011, 14:39
ну, blindman и не говорил, что момент инерции = кг/м^2
Я интуитивно понимаю, что не хватает вводных данных, но раз тс сказал только о моменте инерции, значит ему виднее.
Если крутящий момент получается 0.4 кг*см, то про эти движки можно забыть...
blindman » 04 ноя 2011, 17:23
boez, в расчетах ты не учел одну вещь (хоть я о ней изначально не сказал), а именно - передаточное отношение трансмиссии. Оно в моем случае равно 10, но без проблем можно сделать и 20 (заодно увеличив скорость вращения вала двигателя). Сам диск должен делать оборот за 2 секунды - именно для этой скорости и надо вести расчет.
У меня получается так: пусть надо разогнать диск с моментом инерции I = 0,04 кг*м2, до угловой скорости ω = π рад/с, за 5 секунд. Получаем угловое ускорение ε = π/5 м/c2. В соответствии с уравнением моментов, момент силы относительно оси вращения M = I*ε. M = 0,04*π/5 ≈ 0,025 Н*м, или 0,25 кгс*см
boez » 04 ноя 2011, 18:10
Про неучет трансмиссии (пассика) я написал (потому как в исходном посте было про пассик, но не было про передаточное число). Насчет кг/м^2 - сорри, че-то меня проглючило, показалось.
В общем, основной смысл поста был в том, что момент можно подобрать какой надо, начиная от момента трения + чуть-чуть - расплатившись ускорением. А какой реально момент разовьет моторчик - думаю только опыт покажет. Но уверен, что в режиме разгона с жестко заданным темпом такой мотор сможет стабильно работать на моментах до 1/4-1/3 от максимального, т.е. момента, который он бы выдал если бы питался оптимальной фазой, по датчику положения. Может и выше, но там уже появляется риск за счет колебаний поймать в пике слишком большую нагрузку и вывалиться из синхронизма.
dccharacter » 04 ноя 2011, 23:37
Ребят, вы че-то там считаете, считаете. А опыт показывает, что движок от ХДД элементарно рассинхронизируется при приложении малейшей непериодической силы. И вот вы там насчитали килотонны на гектары, а муха села - и движок завял. Без фидбэка вообще кисло, с фидбэком можно пободаться, но тоже кисло.