silf писал(а):Сейчас питание это - два аккумулятора и две батарейки простых =)
1.Обычно элементы питания собираются в батарею последовательно, потому что они должны быть все однотипные, так как внутреннее сопротивление у всех разное.
У аккумуляторов одно, у солевых батареек другое, у щелочных третье.
Именно поэтому параллельное соединение в батареях практически никогда не применяют, так как один элемент будет разряжаться через другой.
2. Так как идеальных элементов не бывает и даже у однотипных элементов довольно большой разброс внутреннего сопротивления и т.п., то известен тот факт, что последовательно соединенные элементы при работе на нагрузку разряжаются "садятся" неравномерно - особенно это касается солевых батареек. Так, например, если батарея состоит из 4 последовательно соединенных элементов питания (напряжение на которых в заряженном состоянии 1,3-1,5В), то если хоть на одном элементе напряжение в процессе работы снизиться ниже чем 0,9-1,1В(старый или испорченный элемент с низкой энергоемкостью), то это приведет к неработоспособности всей батареи в целом. И если в наборных батареях можно обойтись малой кровью - заменить один элемент, то, например, в автомобильных свинцовых батареях, состоящих из 6 банок в одном корпусе, восстановить один элемент/банку очень сложно - обычно меняют целиком весь аккумулятор.
3. При работе на один двигатель - ток I1 протекает через все элементы питания последовательно, и на элементах питания выделяется энергия Р1=I1*I1*Rвнутр, что сказывается на КПД системы-робота.
При этом на аккумуляторах выделяется одна энергия, а на обычных батарейках другая.
Вывод: применять в батарее питания элементы питания одного типа (одинковое Rвнутр) и желательно одинаково заряженные (обычно проверяется по замеренному напряжению на элементе при разорванной цепи или нагрузочной вилкой для мощных автомобильных аккумуляторов).
Добавлено спустя 2 часа 18 минут 40 секунд:silf писал(а):Хотелось бы плоский аккумулятор какой нить и не тяжелый.
То, что аккумулятор для мобильных роботов и т.п. должен быть легким - логично.
Также логично использование только сухих аккумуляторов, т.е. кислотные типа автомобильных не подходят - а если он перевернется и вся кислота выльется из него на паркет или линолеум или на руку?
Хочу услышать от Вас: «зачем вам именно плоский аккумулятор?»
Типоразмер Аккумулятора надо подбирать по нагрузке, которая будет к нему подключаться.
Насколько я понял - Вы используетет тип АА "пальчиковые" - емкость у таких аккумуляторов варьируется в пределах 0,8-1,5Ач в зависимости от производителя и химических компонентов NiCd, NiMH и т.п. Если вы думаете, что сможете в течение 1 часа отбирать от такого аккумулятора 0,8-1,5А - спешу Вас огорчить.
Емкость аккумуляторов указывается исходя из номинального тока разряда в течение нескольких часов. Например, автомобильный аккумулятор 6СТ55 (6 элементов в батарее, стартерная, 55Ач) - емкость 55Ач дана производителем исходя из 20часового режима разряда (см. паспортные данные), т.е. фактически это емкость аккумулятора, если разряжать этот аккумулятор током 55Ач/20ч=2,75А. И если его разряжать током в 55А, то он разрядится быстрее чем за час. Эта зависимость нелинейная и также указывается производителем. Почему так происходит? Да потому, что аккумулятор - это химический источник энергии, где есть скорость химической реакции. Например, тот же 6СТ55, крутит стартер 20 секунд и «садится». После отключения стартера, аккумулятор как бы набирается с силами, потому что химическая реакция продолжается и, подождав 25-30 секунд можно опять крутить стартером. И так можно делать до тех пор, пока будет продолжаться химическая реакция, которая зависит от наличия кислоты (при работе/разряде кислота SO4 окисляет свинцовые пластины Pb и выделяется вода и энергия) и активной массы (не окисленного свинца) на пластинах. Тоже самое и с сухими аккумуляторами.
Чтобы сильно не заморачиваться с поиском и вычислениями нелинейных разрядных зависимостей, можно считают, что допустимая нагрузка на аккумулятор - это 10-20часовой режим разряда. При меньшем времени разряда - аккумуляторы быстрее выходят из строя и не долговечны. Также при разряде/заряде большими токами постепенно снижается их емкость. Если требуется малое время работы с большой нагрузкой, то лучше с этим справятся щелочные батарейки - они отрабатывают свой ресурс один раз, но и отдают большую энергию. Так, например, большая "толстая" батарейка типоразмера D R20(длина 62мм, диаметр - 34мм) 1,5В имеет емкость до 15Ач. Для солевых батареек меньше.
Т.е. применительно к аккумуляторам АА емкостью 0,8-1,5Ач имеем:
- при 10часовом режиме разряда - ток в нагрузке 80-150 мА;
- при 20часовом режиме разряда - ток в нагрузке 40-75 мА.
- 16часовой режим заряда.
И, кстати, именно при таком режиме гарантируется количество циклов заряд/разряд.
При непрерывном разряде током в 1,5А такой аккумулятор сядет быстрее, чем за полчаса. И служить долго не будет.
Такой ток маловат для электродвигателей ДПТ, даже если они работают через редуктор.
Из своего опыта скажу, что самым оптимальным силовым аккумулятором для танка с такими размерами вижу такие, тип R20 D (длина 62мм, диаметр - 34мм)(ни в коей мере не рекламирую производителей, они могут быть любыми):
NiMH - 9Ач
- 1.jpg (10.17 КиБ) Просмотров: 1375
NiCd - 5Ач
- 2.jpg (17.71 КиБ) Просмотров: 1353
Емкость варьируется от 5 до 9Ач. Разряд при 10часовом режиме составит 0,5-0,9А. При этом будет возможность кратковременной перегрузки двигателя до 2,5-5А, соответственно. При 4 элементах в батарее - напряжение будет 4,8В. Вес такой батареи будет около 500грамм, размер: длина124мм, высота34мм, ширина68мм. Да-да, а что вы хотели. В электрокарах, электромобилях и т.п. основной вес – это аккумуляторы, потом силовая установка, каркас, корпус, а уже потом полезный груз. Такой танк по предварительным подсчетам сможет без подзарядки и без остановок работать 5-10часов. А с остановками еще больше. И гарантированное производителем количество циклов заряд/разряд в 600-1000 раз сохраниться.
А вот применение «пальчиковых» (тип АА) аккумуляторов – скорее для схем управления и «мозгов» - «нормальную силу» обычно на них не делают (если только робот очень маленький и ток двигателей мал).
Расположить аккумуляторы R20 D можно лежа и желательно по центру. Кстати чентр тяжести такого робота будет очень низким, что для танка очень благоприятно - перевернуть его будет очень тяжело. Так как вес танка не маленький, а в процессе модернизации будет расти, то, если есть возможность, советую применить подшипники качения направляющих и ведущих колес.
P.S.: кстати, щелочные батарейки легче аккумуляторов таких же типоразмеров. Так, например, батарейка R20 D весит около 100грамм, а вот аккумулятор R20 D весит уже около 140грамм. Так что для отладки лучше использовать аккумуляторы, а в соревнованиях на один раз - батарейки.