roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

 

Шаблон для нанесения паяльной пасты

Описание и обсуждение технологий самостоятельного изготовления компонент.

Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение NorthStar » 30 янв 2012, 16:41

Добрый день.
Уже давно мучиюсь с пайкой SMD микросхем (пока счет в пользу микросхем, так как угробил я их много). Пробовал уже и паяльником (оч. трудоемко - постоянно перемычки получаются, которые фиг убирешь, чуть рука дрогнула и пипец микрухе) и феном+паста - тут все как-то неоднозначно - пробовал пасты Тиноль и Кестер.
Тиноль достаточно жидкая, но ее очень много остается на плате - я на видо учебном смотрел - так там при нагреве паста на открытом текстолите вообще не остается - только на площадках, а тиноль остается. (в итоге микруха пипаялась, но работать не стала, скорее всего я ее зажарил)
Паста Кестер очень густая я ей пробовал простые SMD компоненты паять - при нагреве растекается она как надо, но микрухи - даже пробовать не стал, так как ее очень трудно нанести (пробовал иголкой от шприца наносить). Видимо это из-за того, что она для трафарета предназначена и ее надо шпателем через шаблон наносить.
Вот и возник вопрос - как этот шаблон можно изготовить? Я читал, что можно из аллюминия на CNC станке, но это уже он золотой будет - для одиночных плат не подойдет. Остается пластик, но тут вопрос - какой он толщины должен быть, какого типа и на чем его резать? Я так понимаю, что простой режущий плоттер не подойдет - нужен планшетный.
NorthStar
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:47

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение StArt » 30 янв 2012, 16:55

Блин а чего там гробить то???? тупо если даже залипнет вся сторона QFP с шагом 0.5мм потом всё на ура высасывается оплёткой для выпайки, из моей практики ни одной убитой микры - а попаял я их немало. Или корпуса с пинами на брюхе? редко попадаются с шагом 0.4 Qfp тоже особых проблем небыло
Аватара пользователя
StArt
 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 08 июл 2008, 14:34
Откуда: г. Черноголовка
прог. языки: Verilog, С
ФИО: Саша

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение Myp » 30 янв 2012, 17:05

купить на ебее пачку шаблонов под все возможные типы микросхем...?

а вобще если у smd есть ножки то она паяется без проблем обычным паяльником с жалом игла.
сначала по диагонали 2 ножки прихватил чтоб микра не убежала
потом с одной стороны каплю припоя шлёпаешь и пропаиваешь все ноги
лишний припой или просто паяльником собираешь или оплёткой.
<telepathmode>На вопросы отвечает Бригадир Телепатов!</telepathmode>
Всё уже придумано до нас!
Аватара пользователя
Myp
скрытый хозяин вселенной :)
 
Сообщения: 15948
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 12:26
Откуда: Тверь по прозвищу Дверь
прог. языки: псевдокод =) сила в алгоритме!
ФИО: глубокоуважаемый Фёдор Анатольевич

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение boez » 30 янв 2012, 17:35

Вообще неубиванию микросхем помогают следующие шаги:
1. Не слишком тугоплавкий припой.
2. Паяльник с острым жалом и правильной температурой.

А против перемычек средство одно - не жалеть флюса :) припой сам разляжется по дорожкам и уйдет с промежутков.
boez
 
Сообщения: 1974
Зарегистрирован: 27 авг 2008, 10:45
Откуда: Харьков
прог. языки: С/С++

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение Dmitry__ » 30 янв 2012, 17:44

boez писал(а):А против перемычек средство одно - не жалеть флюса :) припой сам разляжется по дорожкам и уйдет с промежутков.

И жало - микроволна, можно самодельное.
У ТС странные заморочки с пайкой smd, их паять проще чем dip...
Аватара пользователя
Dmitry__
 
Сообщения: 6048
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 15:25
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение NorthStar » 30 янв 2012, 17:58

Жало - это хорошо. Иглу - тоже буду искать, а микроволну уже больше месяца ищу - пока безуспешно. Станция Lukey 825D+.
Про шаблоны под стандартные микрухи - хорошая идея. А как их на ебэе искать? Как оно по английски называться будет?
Технологию я понял - у меня почему-то при удалении перемычек припой начинает выше по ножкам подниматься до самого корпуса, а от туда его уже ничем не удалить. Я на вторую попытку уже понял что надо очень аккуратно, вверх чтоб припой не попадал ни в коем случае. Так как тренировался на мертвой микросхеме - проверить не смог, но все равно перемычки оплеткой совсем не легко удалялись и мне кажется, что паяльником я бы микруху точно зажарил.
NorthStar
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:47

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение Dmitry__ » 30 янв 2012, 18:09

NorthStar писал(а):Жало - это хорошо. Иглу - тоже буду искать, а микроволну уже больше месяца ищу - пока безуспешно.

http://easyelectronics.ru/pajka-planarn ... olnoj.html
http://noted.org.ua/324
http://onlinefaq.ru/328-payka-minivolnoy.html
и ваще:
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81 ... 46510&lr=2

такой делал в детстве:
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=% ... 1A&cad=rja


щаз начнется: "твои ссылки пустые как и сам ты" :)
Последний раз редактировалось Dmitry__ 30 янв 2012, 18:16, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Dmitry__
 
Сообщения: 6048
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 15:25
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение EIN_ENGEL » 30 янв 2012, 18:15

Обычно делают лазером из стального листа.

Дома можно попробовать потравить металл разными химикатами. Медь легко травится, алюминий. Честно скажу, у меня с наскоку не получилось, но я и не особо пытался. Делал из алюминиевого листа, передержал и контактные площадки расползлись. Надо было поэкспериментировать с фоторезистом и временем травления. Забил на это дело.

Пасту переложи в тонкий шприц с иглой около 0,5 мм. У меня Кестер и китайщина из Сириуса в шприцах 2 мл с голубыми иглами. Лежит в холодильнике, перед работой вытаскиваю заранее, чтобы отогрелась. Выдавливается аккуратно, тонкой колбаской. В идеале вообще использовать самые тонкие, инсулиновые шприцы, их легче всего давить.
На контактную площадку элемента 0603 я наношу капельку 0,5х0,5 мм, если больше, то при нагреве растекается и вылезает на паяльную маску. Потом флюс выпаривается и паста собирается в шарики, которые висят на паяльной маске. Из-за них может быть КЗ у элементов с мелким шагом.
А с микросхемами ещё проще. Если плата с маской и облужена, то того количества припоя, что на ней есть - достаточно. Я проверяю на ощупь. Хорошо облуженые площадки чувствуются как чёткое рифление. Там где не хватает - облуживаю паяльником с жалом "миниволна" и хорошим флюсом. Жало - настоящая миниволна с углублением, а не плоское. С микросхемами только аккуратнее, чтобы все ноги были ровные, не гнутые и лежали в одной плоскости.

Или можно напрямую этой же волной и пропаять все ножки. В инете полно видео, как это делать.

У меня фен Луки 702, паяю на 220 градусов. На вскидку не помню перегретых микросхем.
Аватара пользователя
EIN_ENGEL
 
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 06 янв 2006, 03:02
Откуда: Москва
прог. языки: VHDL, C++, Matlab

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение Angel71 » 30 янв 2012, 18:26

NorthStar писал(а):Про шаблоны под стандартные микрухи - хорошая идея. А как их на ебэе искать? Как оно по английски называться будет?

как вариант искать можно по "soldering templates" или "bga templates". :) но имхо если всё не на потоке, то все эти трафареты (кроме как для перекатки шариков на бга) наф не впали.
п.с. знакомые ремонтники есть? :wink: вживую научитесь намного быстрей.
Аватара пользователя
Angel71
 
Сообщения: 9231
Зарегистрирован: 18 апр 2009, 22:18
Предупреждения: -1

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение NorthStar » 30 янв 2012, 22:18

Да были бы знакомые - стал бы я тут спрашивать...(( Я еще зря для обучения самодельную плату взял. Надо было на заводской учиться.
Я еще не очень понял - зачем пасту в холодильнике держать? Это обязательно?
Про шприц инсулиновый уже слышал, вопрос - пасту выдавливать через шприц с иглой или без? Судя по ее консистенции в иглу она не пролезет.
Шаблоны поищу. Паял я на 260'. Вот уже заказл и жду тестер с термопарой - хочу проверить свой паяльник и фен - станция явно врет температуру. (
Как я понимаю важна же не только температура, но и время воздействия, а тиноль очень неохотно плавится (
Самому жало делать пока не из чего - заготовку еще найти надо, а готовой микроволны в магазинах я не нашел.
NorthStar
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:47

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение EIN_ENGEL » 31 янв 2012, 00:35

Точно не знаю, но производитель рекомендует хранить в холодильнике. В тепле в одном положении она отсекается флюсом.
Да, давить с туго одетой иглой. Иглу нужно обломить, оставив не более 1 см металлической части. Когда паста тёплая, лезет без проблем даже густая, которая предназначена для намазывания через трафарет. Игла стандартная, идёт в комплекте к шприцам 2-10 мл. Диаметр 0,4 или 0,5 мм. Можно отдельно взять потолще, но особой необходимости в этом нет. Также и гелеобразный флюс удобно наносить, только нужно поменьше воздуха в шприц запускать при загрузке.
Через инсулиновый шприц меньше требуется усилие, но его не удобно держать из-за слишком большой длины.

Я так понимаю у тебя аналогичная моей "народная" паяльная станция? Купи толстое жало, выглядит как обычный конус со спиленной под углом верхушкой, они есть большие, диаметром около 3-4 мм и мелкие - 1,5 мм. Бери большое. И обязательно активатор жала. Тот, что чаще всего продают, фирмы Goot - г..но. Он активирует весьма условно. Пока самый лучший, из всего, что я видел - Веллер для бессвинцовой пайки. После него каплю припоя с жала очень трудно сдёрнуть.

260 много, в даташитах на микросхемы обычно указаны температурные профили пайки. 220 микросхемы выдерживают очень долго.
Аватара пользователя
EIN_ENGEL
 
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 06 янв 2006, 03:02
Откуда: Москва
прог. языки: VHDL, C++, Matlab

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение Angel71 » 31 янв 2012, 02:38

dg-10.jpg

только имхо ничего лучше пинцета или зубочистки не придумали.
Аватара пользователя
Angel71
 
Сообщения: 9231
Зарегистрирован: 18 апр 2009, 22:18
Предупреждения: -1

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение StArt » 31 янв 2012, 08:25

NorthStar писал(а):Жало - это хорошо. Иглу - тоже буду искать, а микроволну уже больше месяца ищу - пока безуспешно. Станция Lukey 825D+.

Если есть интерес то мне в марте месяце обещали привезти жал Hakko с микроволной, 2 и 3 мм, по 5 штучек, могу одну штучку на какую нить безделушку выменять :) (чисто условно ессно :D ), если есть желание то в личку :wink:
А по теме - трафарет ИМХО имеет смысл только в партиях начиная от 10 шт, и сложных платах, ну а как правильно паять с опытом приходит при определённом упорстве.
Аватара пользователя
StArt
 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 08 июл 2008, 14:34
Откуда: г. Черноголовка
прог. языки: Verilog, С
ФИО: Саша

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение Myp » 31 янв 2012, 10:45

пожалуй надо всётаки попродробней посмотреть видеоролики по пайке микросхем и всё получится =)
<telepathmode>На вопросы отвечает Бригадир Телепатов!</telepathmode>
Всё уже придумано до нас!
Аватара пользователя
Myp
скрытый хозяин вселенной :)
 
Сообщения: 15948
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 12:26
Откуда: Тверь по прозвищу Дверь
прог. языки: псевдокод =) сила в алгоритме!
ФИО: глубокоуважаемый Фёдор Анатольевич

Re: Шаблон для нанесения паяльной пасты

Сообщение NorthStar » 31 янв 2012, 13:09

Ролик много раз смотрел.
У меня просто платы кончились - я сам сделал 2 шт FTDI - одну с пастой тиноль, но пасты явно бухнул больше чем нужно. В итоге плата компьютеру видна, но пишет, что неизвестное устройство.
Вторую делал паяльником - там все залил припоем и в конечном счете оборвал дорожку. (главный урок - ни в коем случае не дотрагиваться жалом до перпендикулярной плате части ножек) Плата совершенно неудачная для самостоятельного изготовления - дорожки очень тонкие и переходные отверстия под микрухой. Я все хочу ее переразвести и продолжить пробы, но времени не хватает..(( Если кто знает - где в москве готовый конструктор можно купить или просто плату не сложную для тренировки, то буду благодарен.
Шаблоны нашел только под BGA. Для SOIC и тп не нашел ((
NorthStar
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:47

След.

Вернуться в Технологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Mail.ru counter