roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

 

Использование фоторезиста

Описание и обсуждение технологий самостоятельного изготовления компонент.

Использование фоторезиста

Сообщение NorthStar » 15 дек 2011, 19:38

Добрый день!
Делать платы по ЛУТ-технологии я более или менее насобачился. А вот с фоторезистом что-то никак не получается. Проблема в том, что во время проявки либо остаются закрытые участки, либо все нафиг смывается. Для засветки использую лампу энергосберегающую 26W - засвечиваю 30-40 минут (меньше - вообще ничего не видно). Для проявки - средство Крот - 20 мл на 300 мл воды (если концентрация сильно меньше, то раствор вообще не проявляет). Пробовал уже и концентрацию менять и время засветки - ничего не помогает. Уже 5 попыток, а четкий рисунок поймать не могу или перелет или недолет.
Вот хочу еще вместо Крота попробовать соду кальцинированную попробовать, других идей не осталось. Может чего-нибудь посоветуете. Это же вроде простой способ изготовления плат((
PS фоторезист использую аэрозольный POSITIV 20
NorthStar
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:47

Re: Использование фоторезиста

Сообщение Duhas » 15 дек 2011, 19:52

а его разве не спец УФ лампой засвечивать надо ?
«Как сердцу выразить себя? … Мысль изреченная есть ложь!»
В этом мире меня подводит доброта и порядочность...
"двое смотрят в лужу, один видит лужу, другой отраженные в ней звезды"
Аватара пользователя
Duhas
 
Сообщения: 6341
Зарегистрирован: 15 сен 2007, 13:03
Откуда: Красноярск
прог. языки: ASM(МК), C(PC)
ФИО: Гагарский Андрей Александрович

Re: Использование фоторезиста

Сообщение Myp » 15 дек 2011, 20:30

засвечивать надо УФ лампой, она чёрного или тёмно синего цвета.
<telepathmode>На вопросы отвечает Бригадир Телепатов!</telepathmode>
Всё уже придумано до нас!
Аватара пользователя
Myp
скрытый хозяин вселенной :)
 
Сообщения: 15944
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 12:26
Откуда: Тверь по прозвищу Дверь
прог. языки: псевдокод =) сила в алгоритме!
ФИО: глубокоуважаемый Фёдор Анатольевич

Re: Использование фоторезиста

Сообщение NorthStar » 15 дек 2011, 20:45

ну так я такую лампу и использую. Темно-синяя она. Это где-то 100-120 Вт в пересчете на нормальные.
И еще одно замечание - печатаю я на кальке, все вроде хорошо, но всетаки многовато дырочек маленьких белых на рисунке, похоже небольшие частички тонера всетаки отваливаются. Что с этим делать? Я сейчас уже понял, что надо было пленочный фоторезист брать - сейчас бы проб 10 подряд сделал и все подогнал + слой ровнее был бы. А так - приходится каждый раз ждать пока POSITIV высохнет (
NorthStar
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:47

Re: Использование фоторезиста

Сообщение boez » 15 дек 2011, 22:26

Так может у тебя освещенность неравномерная - вот и не можешь поймать время, просто потому что этого времени не существует?
boez
 
Сообщения: 1974
Зарегистрирован: 27 авг 2008, 10:45
Откуда: Харьков
прог. языки: С/С++

Re: Использование фоторезиста

Сообщение NorthStar » 15 дек 2011, 22:43

А как ее сделать равномерной? Лампа достаточно далеко и ровно над платой. Вроде не должно быть проблем.
У меня пока основная версия что фоторезиста слой не очень равномерный. Я вот все больше думаю - нафига оно вообще надо, если ЛУТом делать все легко и просто, а тут речь даже не о качестве идет, а чтоб вообще хоть что-то получилось. У меня уже чисто спортивный интерес - что я глупее других?
Может вместо кальки лучше пленку использовать? Пробовал обычную бумагу - она вообще не просвечивается, хотя в ролике с chipdip.ru у них простая бумага.
NorthStar
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:47

Re: Использование фоторезиста

Сообщение boez » 15 дек 2011, 23:43

Ну тогда ХЗ. Сам ФР никогда не пробовал, платки токо лутом делал. В принципе если неравномерность засветки - она должна быть примерно одинаковая каждый раз.

Да, может и неравномерность слоя. В руководствах по изготовлению плат дома читал, что лучше всего конечно вообще готовый текстолит, покрытый резистом брать - но надо не напороться на просроченный или засвеченный.
boez
 
Сообщения: 1974
Зарегистрирован: 27 авг 2008, 10:45
Откуда: Харьков
прог. языки: С/С++

Re: Использование фоторезиста

Сообщение EIN_ENGEL » 16 дек 2011, 01:39

Может быть проблема с лампой, я первый раз купил энерго-сберегающую, выглядела как согнутая пополам трубка. С ней была ситуация очень похожая на твою. Решилось тем, что купил другую лампу, внешне как три согнутых трубки. Она немного вытянутая, такой вариант лучше шарообразных, за счёт более равномерного освещения.

Другая причина может быть в бумаге. Для бумаги продают специальное средство, тоже в аэрозоле, которое делает её прозрачной для ультрафиолета. Раньше было в наличии в том же чипе. А вообще лучше купи прозрачную плёнку для презентаций и всё.

Да, и лучше плёночный резист. С позитивом этим замучаешься, он пока сохнет, всю пыль собирает.


Я делал платы размером 10х10 см, лампу ставил в 5-7 см от поверхности, засвечивал ровно 12 секунд, достаточно равномерно. Проявка в растворе NaOH, тот же крот. И потом запекал оставшийся рисунок под лампой в течении пары минут. Это позволяло нанести и проявить вторую сторону платы. Держалось так, что потом приходилось отмачивать в концентрированном растворе.
Аватара пользователя
EIN_ENGEL
 
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 06 янв 2006, 03:02
Откуда: Москва
прог. языки: VHDL, C++, Matlab

Re: Использование фоторезиста

Сообщение Angel71 » 16 дек 2011, 02:01

лампа лампой, а рисунок в дыдрочках :) и что в этих дыдрочках свет должно не пропускать? даже, если всё вроде на глаз нормуль, толшина тонера может быть недостаточной и свет опять таки пройдёт.
если рисунок для платы с дубовыми дорожками и тем более, если еще большие области "залиты", можно заказать порезать самоклейку у рекламщиков. наклеили на текстолит, убрали лишние и травить.
Аватара пользователя
Angel71
 
Сообщения: 9232
Зарегистрирован: 18 апр 2009, 22:18
Предупреждения: -1

Re: Использование фоторезиста

Сообщение NorthStar » 16 дек 2011, 11:33

Ну если что-то заказывать, то уже проще саму плату заказать..))
Лампа у меня как раз такая - из 3-х колб. Использую как раз Транспарент 21 чтоб калька прозрачной стала. Похоже действительно что-то с толщиной тонера. Хотя на видео в сети видел, как именно с обычной кальки все делают (http://www.youtube.com/watch?v=QK-JoO-hSXs вот это видео, пробовал все четко как в нем, проявляется у меня тоже очень быстро, но я похоже не успеваю вытащить вовремя, пока плату вытаскиваешь и моешь процесс продолжается и еще часть рисунка съедается). А может и с лампой, так как я много уже читал, что люди 5-10минут светят и все ОК. Я пробовал 15 минут - у меня даже чуть-чуть рисунок не появился - сразу все смылось и привет. 30-50 минут что-то более или менее получается, а более часа уже какие-то разводы (похоже от транспарента) начинают проявляться, но зато при такой засветке получилось, что некоторые части проявленного рисунка вообще кротом смываться перестали, видимо так и должно быть при нормальной засветке.
Так что пока варианты:
1 попробовать другую лампу
2 попробовать другой принтер (сейчас на HP 1000 печатал, но он конечно уже доходяга)
3 попробовать пленку (вопрос только - как лучше сделать - на струйнике или на лазернике)?

Про пленку - я слышал, что у нее достаточно низкая оптическая плотность, она поэтому и для изготовления трафаретных форм не очень подходит. Нормальную пленку надо где-то на стороне выводить на дорогом оборудовании.

Добавлено спустя 1 час 22 минуты 31 секунду:
Попробовал сегодня печатать по подложке от самоклейки для ЛУТ. Все нафиг размазывается. Вообще печатать не хочет. А я на нее так надеялся..(
NorthStar
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:47

Re: Использование фоторезиста

Сообщение Myp » 16 дек 2011, 14:24

NorthStar писал(а):(сейчас на HP 1000 печатал, но он конечно уже доходяга)

hp DeskJet 1000 ?
это же струйный принтер.
для лута он не подъходит, ЛазерноУтюжнаяТехнология потому и лазерная, что только с лазерными принтерами работает
у вас чернила в струйнике значит прозрачные для УФ и лампа естественно просто просвечивает их насквозь.
<telepathmode>На вопросы отвечает Бригадир Телепатов!</telepathmode>
Всё уже придумано до нас!
Аватара пользователя
Myp
скрытый хозяин вселенной :)
 
Сообщения: 15944
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 12:26
Откуда: Тверь по прозвищу Дверь
прог. языки: псевдокод =) сила в алгоритме!
ФИО: глубокоуважаемый Фёдор Анатольевич

Re: Использование фоторезиста

Сообщение NorthStar » 19 дек 2011, 12:09

Лазерный принтер - LaserJet 1000. Просто старый очень. Да и причем тут ЛУТ, когда речь про фоторезист идет.
Короче получилась плата вполне юзабельная и на том, что у меня есть.
1 лампу надо было длинной стороной параллельно рисунку ставить, а я сначала просто в настольную лампу ввернул и светил концом лампы.
2 Сделал контрольную плату - каждые 10 минут сдвигал листок, чтоб вычислить оптимальное время экспонирования. Результат получился неожиданным - 50 и 60 минут смылись моментально. Потом 10 минут. А 20 и 30 дольше всего продержались, но потом тоже смылись.
3 Калька должна быть хорошего качества. А не как моя - с неоднородностями в структуре и желтоватая.
4 Кальку обязательно стеклом прижимать - то как в видео - грузиком - не работает. Транспарент сохнет и появляются пузырьки.

В итоге плата получилась, но было аж 3 перемычки, достаточно большие. Травил их еще 15 минут, после того как все остальное протравилось, но нифига. Видимо там остался совсем тоненький слой резиста, который глаз не видит.
После удаления перемычек плата стала визуально неотличимой от платы, сделанной ЛУТ (делал один рисунок).
Вывод - нафига оно надо, если есть ЛУТ. Очень лего перепроявку получить, так как пока плату выловишь из крота, пока смоешь, она продолжает проявляться и получилось, что вынимать надо пока еще не до конца проявлено. Пока моешь - как раз все допроявляется. Короче геморой (
А резист аэрозольный ровно растекается только на маленьких платках. На больших ровный слой очень трудно получить.
NorthStar
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 13 сен 2010, 12:47

Re: Использование фоторезиста

Сообщение Dmitry__ » 19 дек 2011, 12:19

NorthStar писал(а):А резист аэрозольный ровно растекается только на маленьких платках. На больших ровный слой очень трудно получить.

Залей резистом, плату на присоску и в дрель, аля центробежный выравниватель на коленке :)

Добавлено спустя 2 минуты 30 секунд:
потом стены отмыть :D
Аватара пользователя
Dmitry__
 
Сообщения: 6046
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 15:25
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Использование фоторезиста

Сообщение Aseris » 20 дек 2011, 11:56

В бытность студентом, пользовался фоторезистом для мелких плат, все аккуратно было,
Печатал на пленке, тонким маркером поправлял огрехи принтера,
прижимал орг!стеклом пленку к плате, ибо но пропускает УФ, засвечивал советской лампой для загара домашней, на расстоянии 20 -25 см (как лампу зовут уже не помню), смывалось все КОН(что было, электролит с аккумуляторов).

Равномерности нанесения и в помине не было, но ничего, все аккуратно проявлялось и травилось.

Самое важное... текстолит нужно очень аккуратно подготавливать, зачистить и обезжирить! Хранить и сушить текстолит в защищенном от света месте!!!, да и напылять тоже..
Вложения
platka.jpg
С техвремен валяеться, дубль платы для паяльной станции самодельной, фоторезист с дорожек не смыт
Аватара пользователя
Aseris
 
Сообщения: 955
Зарегистрирован: 01 сен 2009, 14:58
Откуда: Чехия, Хеб
прог. языки: C/С++, VHDL, Verilog, ASM, Python

Re: Использование фоторезиста

Сообщение vvk74 » 23 дек 2011, 19:45

После лазерника фотошаблон надо "DensityToner"ом обработать (или можно попробовать ацетоном сбрызнуть) тогда плотность повышается. для фр позитив 20 фотошаблом можно печатать на обычной бумаге, просвечивается нормально без всяких "транспарентов" (по сути масло какое-то), я засвечивал даже через шаблоны напечатанные на струйнике на фотобумаге плотностью 130 г/м2, правда лампа у меня ДРЛ-250 без колбы.
При подготовке фр сомое важное это хорошо его просушить, я после суточной сушки при комнатной температуре, прожариваю плату феном (для волос) 15-20 мин на максимальной температуре
vvk74
 
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 08 сен 2009, 20:13
Откуда: Екатеринбург

След.

Вернуться в Технологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Mail.ru counter