roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

Выбор транзисторов для Н-моста

Выбор транзисторов для Н-моста

Pegasus » 14 июл 2005, 07:41

Доброго времени суток.

Замыслил я ...  ясно-понятно робота :)
вобщем у меня такой вопрос: при выборе транзисторов (биполярных) для Н-моста (при известном токе на двигателе) на какой параметр транзистора смотреть? и какой он должен быть минимум и с запасом?

P.S. Можеь что не так спросил? Поправьте меня.

Re: Выбор транзисторов для Н-моста

Pablos » 14 июл 2005, 10:29

Pegasus писал(а): при выборе транзисторов (биполярных) для Н-моста (при известном токе на двигателе) на какой параметр транзистора смотреть? и какой он должен быть минимум и с запасом?

Биполярные транзисторы для мостов - это уже не модно.  :lol:

Тут не все просто в лоб.
А смотреть надо с первую очередь на максимальный ток коллектора IK, потом попытаться выяснить падение напряжение К-Э (максимальное значение Uк-э указывается в параметрах транзистора) и вычислить мощность, идущую на разогрев. Из этого можно выбрать требуемое значение максимальной рассеиваемой мощности и подобрать радиатор.

Максимальный ток коллектора должен быть больше, чем ток, потребляемый э.-мотором в режиме максимальной нагрузки. Т.е. когда вал двигателя мертво удерживается и не вращается.

А вообще там все несколько сложнее. Попробуй в и-нете поискать на фразу "расчет транзисторного ключа" - найдешь кучу рефератов с формулами. Может поможет.

Поэтому, лучше начать с готовой схемы, где кто-то уже все это расчитал. А потом попытаться соответствующим образом чуть-чуть изменить параметры под свой мотор.

Pegasus » 14 июл 2005, 11:03

Спасибо, получил ответ, который хотел услышать.

Биполярные транзисторы для мостов - это уже не модно.
- а что модно?

-= Александр =- » 14 июл 2005, 11:14

Модно то что мощно! MOSFETы рулят миром!  :D

Pablos » 14 июл 2005, 11:20

Pegasus писал(а): - а что модно?
КМОПы.  Зайди на страничку Железного Феликса - там есть и биполярные и КМОПы (MOSFET) собраные по разным сайтам: http://iron.fire.usi.ru/modules.php?name=Pages&pa=list_pages_categories&cid=25

Там кстати есть и биполярный мост. по типовой схеме:
Изображение
Тут стоят сдвоенные транзисторы по схеме Дарлингтона. Схема типовая а потому отступать от нее смысла мало. Я бы только заменил все 315-ые и 361-ые на те же, но с буквой И - максимальный коэффициент усиления по пост. току (порядка 250-300). Это полезно, т.к. схема импульсная и крутизна фронтов импульсов влияет на работу.

Pegasus » 14 июл 2005, 11:25

Именно с Железного Феликса я и начинал :)

P.S. у меня цель: проще и дешевле (желательно бесплатно) :)

Я понимаю что все хотели как лучше (мощнее), но у меня шасси вот такое http://www.robotroom.com/BigTrak.html - я думаю там много не надо.

Pablos » 14 июл 2005, 12:36

Pegasus писал(а):но у меня шасси вот такое http://www.robotroom.com/BigTrak.html - я думаю там много не надо.
Интересные ссылочки там дальше.  :D  Спасибо.
Агрегат очень похож на советский программируемый вездеход:http://iron.fire.usi.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=3&page=2, или на вот этот танк: http://www.taswegian.com/MOSCOW/remote.html, но на 10 лет старше.  Откуда такой раритет?

Pablos » 14 июл 2005, 12:40

Pegasus писал(а):но у меня шасси вот такое http://www.robotroom.com/BigTrak.html - я думаю там много не надо.
Так там уже и схемы есть - мост для двуполярного блока питания: -3В, 0, +3В. Даже написано на что нужно поменять экзотические раритеты 9112 и 9113: на 2907A и 2222A соответственно. Ток до 0,6 A - не много, но игрушку потянет:
I was unable to locate datasheets or specifications for the 9112 and 9113 transistors. But, if you need to, it seems like you could replace them with 2907A and 2222A transistors respectively. Don Kerste would probably recommend power bipolar transistors for better performance, like the Zetex 718 and Zetex 618 respectively.
Последний раз редактировалось Pablos 14 июл 2005, 14:15, всего редактировалось 1 раз.

Pegasus » 14 июл 2005, 12:53

Я взял от туда все, кроме электричества. Меня как-то не вдохновляет использование трёх напряжений. Поставил туда аккумулятор, соответственно нужен полный мост, а не половина, как там было.

Тема наверно себя исчерпала, теперь можно закрывать.

libricon » 14 июл 2005, 15:18

у меня вот такие штуки есть ,типо l293 l298 <
это не модно....они более слабые?!

=DeaD= » 26 июл 2005, 11:15

Pablos писал(а):Там кстати есть и биполярный мост. по типовой схеме:
...skipped...
Тут стоят сдвоенные транзисторы по схеме Дарлингтона. Схема типовая а потому отступать от нее смысла мало. Я бы только заменил все 315-ые и 361-ые на те же, но с буквой И - максимальный коэффициент усиления по пост. току (порядка 250-300). Это полезно, т.к. схема импульсная и крутизна фронтов импульсов влияет на работу.

Повторение мать учения - начал по второму разу перебирать схемы драйверов двигателей, т.к. скоро буду свои перекраивать...

1. Кто-нибудь, скажите, зачем сдвоенные транзисторы использованы разные, почему нельзя было применить только 361+818?

2. И опять же сделать по одному 361 на два 818?

3. Кроме того - где в этой типовой схеме защита от закорачивания аккума через транзисторный мост минуя двигатель? Если одновременно подать сигнал на оба контакта 2 и 3 - то вроде всю схему должно неслабо задымить...

Если где-то туплю, не серчайте, укажите :)

40inD » 26 июл 2005, 11:56

А как к этой схеме прикрутить шим?
http://iron.fire.usi.ru/modules.php?nam ... ge&pid=123

Pablos » 26 июл 2005, 12:57

=DeaD= писал(а): 1. Кто-нибудь, скажите, зачем сдвоенные транзисторы использованы разные, почему нельзя было применить только 361+818?

Это принципиально. Верхние половинки моста p-n-p, а нижние n-p-n.
Упрощая можно сказать, что биполярники в отличии от полевых управляются не напряжением, а током Б-Э. Так как ты предлагаешь - в цепь эммитера будет включен и мотор и коллектор транзистора по диагонали, что не есть правильно.
=DeaD= писал(а):2. И опять же сделать по одному 361 на два 818?

См. пункт выше.
=DeaD= писал(а):3. Кроме того - где в этой типовой схеме защита от закорачивания аккума через транзисторный мост минуя двигатель? Если одновременно подать сигнал на оба контакта 2 и 3 - то вроде всю схему должно неслабо задымить...
Это так. Тут может уже я туплю, но схему явно можно усовершенствовать, чтобы этого не было. В этом варианте сигнал на входе (2) означает открытие одной диагонали моста, а на входе (3) - другой. Несложно добавить еще пару инверторов (кстати в 561ПУ7 их как раз 6!) чтобы сигнал на (2) закрывал верхний левый и открывал нижний левый, а сигнал на (3) закрывал верхний правый и открывал нижний правый транзисторы, как в схеме с КМОПами. Тогда КЗ вроде не будет.

Pablos » 26 июл 2005, 13:07

40inD писал(а):А как к этой схеме прикрутить шим?
http://iron.fire.usi.ru/modules.php?nam ... ge&pid=123
Меня этот вопрос тоже волновал (см. http://www.robo.com.ua/fusion_forum/viewthread.php?forum_id=7&thread_id=22). У меня получилось только через оптическое реле (включенное между входами A B и +питания), т.к. при подаче не +12 и "земли", а логических уровней транзисторы страшно греются.  :(
А в работающей схеме я вообще поставил по два одинаковых КМОПа в параллель, чтобы токи до 5А гонять.
Последний раз редактировалось Pablos 26 июл 2005, 15:33, всего редактировалось 1 раз.

40inD » 26 июл 2005, 13:28

Pablos писал(а): У меня получилось только через оптическое реле (включенное между входами A B и +питания), т.к. при подаче не +12 и "земли", а логических уровней транзисторы страшно греются.  :(
А в работающей схеме я вообще поставил по два одинаковых КМОПа в параллель, чтобы токи до 5А гонять.

А схемку можно?
И какие КМОПы держат до 6А, есть где посмотреть?


Rambler\'s Top100 Mail.ru counter