Технический форум по робототехнике.
hadok » 05 май 2014, 10:28
Добрый день.
Прощу помощи в поиске косяков по схемотехнике. Итак, вот уже несколько лет вяло продолжается моя эпопея сваять регулятор скорости ДПТ по ПИД-закону. Увы, гладкой безотказной работы так и не добился. В связи с этим привожу свою схему,
которую уже собрал в железе. В процессе тестирования выявлена следующая проблема, в решении которой я и прошу Вашей помощи:
1. Известно, что для помехозащиты и "чтобы не спалить МК" стоит использовать опто-пары, ведь там только светом передача и все такое. По схеме питание контроллера полностью отделено от силовой части, он запитан от своего аккумулятора. Однако, при переключении реле (это схема реверса), контроллер иногда перезагружается. Сколько всего передумал, так и не нашел проблему. Поставил параллельно катушке реле диоды - не помогло. Вывод reset подтянул через резистор на землю (на схеме не отображено). Оптроны 4N25 - вывод базы транзистора висит в воздухе.
Если не брать в расчет проблему с перезагрузками, то схема отлично работает: мощным полевиком создаем уровень напряжения ШИМом, с помощью реле подаем его (напряжение) на двигатель. При чем, схема с защитой от "дурака" если случайно включить обе релюшки - ничего не сгорит, признаться меня это уже много раз спасало
Просьба глянуть и подсказать ошибки в схеме.
avr123.nm.ru » 05 май 2014, 10:47
в программе сделаете анализ регистра где указано от чего прошла перезагрузка проца.
1) RESET подтянуть к питанию резистором 2-5 кОм, лучше 2 кОм, и на землю зашунтировать конденсатором 0,1 мкФ.
2) перед С4 поставьте супер быстрый диод 4148 или SF208 или типа того и парал. С4 добавьте электролит 470 мкФ
убедитесь что ШИМ на полевик выключаете перед коммутацией реле за 100 мС хотябы, и после коммутации даете ШИМ спустя 200-300 мс на устаканивание контактов реле.
пин 16 надо на землю притянуть резистором.
в цепь LED6 надо резистор добавить
hadok » 05 май 2014, 11:06
пин 16 на землю каким примерно номиналом подтягивать?
А зачем выключать ШИМ? Я его на "горячую" коммутирую реле. Хочу разобраться, так сказать в "физике процесса". Что происходит, если дребезг контактов, у меня же оптроны стоят, я же вроде непобедим!
) И питание отдельное.
Последний раз редактировалось
hadok 05 май 2014, 11:24, всего редактировалось 2 раз(а).
avr123.nm.ru » 05 май 2014, 11:22
вы же сами видите что победимы!
4,7 КОм наверно.
mcustatus типа или mcucntl mcu контрол - в даташите написано. выводите в терминал, или что вы используете при отладке, причину сброса.
очевидно контакты хорошо переключать когда ток через них не течет.
от стока полевика надо диод на питание поставить! зашунтировать мотор как обмотки реле.
hadok » 05 май 2014, 11:24
анализ регистра - а какого именно . Записывать его в eeprom?
посмотрел фьюзы - выставлен на 2,7 В, но отключен монитор питания BODEN. или я не правильно понимаю? Но если МК перезагружается из-за просадки, откуда она берется, у него же свое питание.
avr123.nm.ru » 05 май 2014, 11:25
ДАТА ШИТ посмотрите!!!!!!!!!!!
Radist » 05 май 2014, 22:08
Схемка у меня не показывается, попробую так. Реле включает индуктивную нагрузку? Тогда контакты реле зашунтировать варистором и последовательной RC цепочкой. Если все гальваноразвязано, то помеха летит по воздуху. Попробуйте экранирование.
Andrew S » 05 май 2014, 22:42
Неоправданно сложная схема управления мотором, насколько я понимаю вам нужно реверс организовать и управление аналоговым выходом, а с какой целью гальваническая развязка организована? Минус то у вас не отвязан.
1. Схема сложная, проще взять драйвер, хоть бы и L293D
http://robocraft.ru/blog/arduino/170.html2. Светодиоды и опто-транзисторы нужно включать в питание с ограничительным резистором, потому как при номинальном токе этих диодов, падение напряжения маловато, и у вас избыток тока на выходной ножке МК.
3. На моторе нужно так-же организовать гасящий диод, как и на катушке реле, при смене полярности на моторе запасено большое значение ЭДС, это значение фактически источник тока в цепи питания двигателя с обратной полярностью, там десятки вольт и как они гасятся сложно сказать, возможно через источник питания VCC1, нужны измерения.
avr123.nm.ru » 05 май 2014, 23:27
Andrew S писал(а):как они гасятся сложно сказать,
да нет, легко. они через стабилитрон в полевике "гасятся"
Radist » 06 май 2014, 03:33
Стабилитрон в полевике - паразитный элемент с ненормируемыми характеристиками. Надо обязательно мост внешними диодами обвесить, Шоттки желательно.
hadok » 06 май 2014, 09:50
Andrew S писал(а): а с какой целью гальваническая развязка организована? Минус то у вас не отвязан.
Почему же, МК полностью изолирован и по земле и по плюсу, у него вообще отдельный аккумулятор. А опторазвязку - чтобы не спалить МК и в теории избавиться от шумов.
Заметил еще одну интересную вещь: при перекоммутации реле рядом лежащий китайский мультиметр (в режиме измерение U max 20V) и ни к чему не подключенный показывает скачки до 3 вольт. Прям беспроволочная передача энергии получилась
Andrew S » 06 май 2014, 10:07
Гальваническая развязка, если одним щупом я приложусь в любую точку до оптрона и другим щупом после оптрона - должно показывать 0. Это гальваническая развязка. А у вас есть контакт электрический - общий ноль. При отключении двигателя схема перезагружается? И еще, индикатор светодиодный подключают обычно через резисторы на всех сегментах, а не по по одному как у вас R4 R5, потому как яркость свечения падает от количества зажженных сегментов.
hadok » 06 май 2014, 10:12
так 0 и показывает, точнее показывает 1, в режиме прозвонки. Я ж писал, цепь питания и светодиодов в оптронах никак не звонится с остальной схемой. Если бы был контакт, было бы понятно, почему перезагрузка, а так вроде все только светом связано - а МК перезагружается.
Еще вопрос, нужен ли резистор на землю после фототранзистора оптрона?
Andrew S » 06 май 2014, 10:18
А на VR1 откуда берется напряжение?
Конечно нужен, я вам для этого характеристику и привел, вам надо посмотреть на характеристику оптрона и рассчитать сопротивление.
hadok » 06 май 2014, 10:24
на VR1 питание подается со своего отдельного аккумулятора, с силовым он никак не связан,ну просто никак. земли между собой не звонятся