EIN_ENGEL писал(а):главное знать, что их должно быть чётное число
Для обычного пьезодвигателя (как вращательного, так и линейного) минимальное количество исполнительных элементов равняется 3. Они работают по принципу: двое держат, третий перемещается при подготовительной фазе, и все перемещаются при исполнительной. Т.е. пьезодвигатель на нескольких элементах по сути дела является шаговым.
Каждый может элементарно уяснить работу линейного шагового пьезодвигателя с фрикционами на следующем примере:
1. Возьмите длинный карандаш и положите его на край стола параллельно кромке (5-7 см от края) - это шток актуатора.
2. Прижмите карандаш к столу тремя пальцами правой руки (указательным, средним и безымянным) - это пьезоэлементы, работающие на изгиб, одновременно с и фрикционами.
3. Не изменяя положения руки сдвиньте указательный палец влево по карандашу, при этом карандаш остается на месте, удерживаемый двумя другими пальцами - это подготовительная фаза первого элемента.
4. Не изменяя положения руки сдвиньте средний палец влево по карандашу, при этом карандаш остается на месте, удерживаемый двумя другими пальцами - это подготовительная фаза второго элемента.
5. Не изменяя положения руки сдвиньте безымянный палец влево по карандашу, при этом карандаш остается на месте, удерживаемый двумя другими пальцами - это подготовительная фаза третьего элемента.
6. Не изменяя положения руки сдвиньте все три пальца вправо, карандаш сдвинулся на шаг - это исполнительная фаза двигателя.
Шаги повторяются для достижения необходимого перемещения.
Подобным образом можно реверсировать перемещение.
При трех элементах скважность исполнительной фазы составляет 1:4, усилие удержания в подготовительной фазе равняется 1:2 (т.к. 3 элемента - один едет, двое держат). При большем количестве элементов (при одном активном в каждой фазе) скважность уменьшается, а усилие возрастает. Возможны варианты с количеством одновременно активных элементов больше одного. Здесь - полное раздолье для творчества.
Надеюсь, понятно?
Также можете поэкспериментировать с пробкой от минералки - у вас получится вращательный двигатель.
Кстати, в 83 году я изготавливал подобный двигатель на плоских пьезоэлементах от звукоснимателя грампластинок. Штоком служило сверлышко диаметром 1,2 мм, а в качестве фрикционов - кусочки ластика (плата управления была размером с тетрадный лист - 1/2 А4). Цена элементов была копеечная, только где из сейчас найти...