Давно хотел написать в эту тему.
Тем более что автор ?
Outcaster. Не буду перегружать сообщение цитатами, постараюсь подвести некоторые итоги и выразить свои мысли.
1. Предложенный вариант привода действительно очень интересен, и, как я понял, популярен. Я, кстати, тоже делал аналогичное устройство.
2. По поводу привода, сервопривода, обратной связи, датчиков угла/перемещения: дело в том, что сервы и датчики угла существуют только потому, что они не могут жить друг без друга. Ибо имеет смысл говорить не о какой-то ПОЛНОЙ или НЕПОЛНОЙ обратной связи, а о тех звеньях/каскадах, которые охвачены обратной связью. Она (связь) либо есть ? либо нет. Но об этом ? чуть позже.
3. По поводу шагового двигателя в данном устройстве. Известно, что любой шаговый двигатель имеет такую неприятную вещь, как погрешность установки шага. Т.е. все равно придется рано или поздно вводить поправку (калибровать). В принципе или без принципа, а придется. Потому, на мой взгляд, применение шаговика в данной конструкции теряет смысл, и ориентироваться только на шаги двигателя не получится, тем более, если нужно «переставлять ноги» роботу, когда неизвестно, какой будет результат.
4. По поводу ползунка и переменного резистора. Мужики, правда, не теряйте времени даром. Я когда-то намучился так, что врагу не пожелаешь. :evil: Не в робототехнике, правда, а в другом устройстве, но смысл тот же. Нет, не спорю ? идея работоспособна, но:
- подвижный контакт имеет низкую надежность,
- линейность изменения сопротивления от угла поворота у «линейной» группы «А» оставляет желать много лучшего, особенно на краях диапазона,
- невысокая механическая прочность и износостойкость токопроводящего слоя,
- «плохая» климатика. (Плывет от температуры и незащищен от попадания влаги).
Все это, в конце концов, очень быстро ведет к тому, что устройство приходит в негодность. Можно, конечно, купить качественный импортный резистор, но стоить он будет дороже покупного сервопривода и датчика угла.
5. Теперь о главном. Про обтюраторы и обратную связь и др. Обтюратор ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Только, я думаю, устанавливать его нужно не на ходовой винт, а на вал двигателя. Увеличится количество импульсов на один оборот винта, т.е. позиционировать водило (гайку) можно точнее. Схема контроля тока двигателя должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНО! Концевой выключатель можно установить один, для определения «начала координат». Учитывая, что мы знаем передаточное число редуктора, шаг резьбы ходового винта, мы можем сказать, сколько оборотов должен сделать двигатель, чтобы переместить водило, допустим, на 10 мм. Концепция такая: :idea: вначале определяем исходное положение по концевику. Потом включаем двигатель и начинаем считать импульсы с обтюратора, постоянно (!) контролируя ток потребления. Если ток в норме, мы должны получить, например, 200 импульсов, и мы их получили, то это значит, что водило находится в нужном (заданном) положении. Если манипулятор «уперся», ток возрастает скачком. Двигатель тут же отключается, при этом мы знаем, сколько импульсов пришло, и, как следствие, в каком положении манипулятор. Имеем две петли обратной связи: контроллер ? двигатель ? обтюратор ? контроллер и контроллер ? двигатель ? датчик тока ? контроллер.
Кроме того, если немного доработать схему контроля тока, которую предложил
Outcaster, можно получать не только дискретные сигналы типа «уперлись ? не уперлись», но и по потребляемому току определять усилие в суставах. По принципу источник тока ? преобразователь ток/напряжение ? АЦП.
Не знаю, насколько эта концепция актуальна, но мне кажется, что есть «пища» для размышлений.
Кроме того, если речь идет о «ногах», то «интеллектуальному» роботу недостаточно знать только положение своих «конечностей», гораздо важнее, в каком положении он сам. Вероятно, нужен датчик «равновесия», а тут пригодится и усилие в суставах?
Вобщем, если есть идеи по поводу реализации программных алгоритмов, приветствуется. Я сам контроллеры пока осваиваю, :oops: мне проще все сделать «в железе», на жесткой логике, но будет слишком громоздко.
Простите за длинное сообщение, короче не получилось.