roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

Задачка не в тему

Задачка не в тему

Широкий » 07 фев 2007, 12:36

Добрый день уважаемому сообществу!

Есть задачка не совсем относящаяся к роботостроению, но к концепции "умной машины"...

Есть такая деталь - реле свечей подогрева дизельного двигателя.
Цилиндров в машинах от 2 до ... (много)
Ток одной свечи - 20 А, 12 В

Логика работы:
Этап 1 :
12 секунд подача полного напрядния на свечи (разогрев)
Этап 2-й:
Если есть термодатчик - половинная подача напряжения на свечи до прогрева двигателя до 20 градусов..
Если термодатчика нет - просто половинная подача напряжения на свечи 10 минут.

Предпочтительней 1 -й вариант 2 -го этапа (с термодатчиком).

По моему меннию 2-й этап можно реализовать ШИМ-ом с 50% скважностью.
Можно включение и выключение свечей на первом этапе тоже через ШИМ для увеличения срока службы.
Нужно включит в реле проверку свечей на обрыв с индикацией на приборном щитке и самом реле.
Для уменьшения тока на каждую свечу свой выходной каскад и свой провод.


Вопросы:
Какой транзистор можно поставить на выходной каскад? 20А - суровая нагрузка... Биполярный, полевой?
Какой контроллер использовать?
Как организовать обмен с индикваторми на щитке? 6 проводов? I2c?


Заранее благодарен..

Vazgel » 08 фев 2007, 16:29

TL494 Шим IRFZ44 полевики, штучки 4 в паралель. А что за щиток не понятно

KiCom » 08 фев 2007, 16:32

20 ампер для полевого транзистора это не много, поэтому используем его. I2C нафик не надо зачем заморачиватся, для каждого индикатора свой провод, МК - AVR mega16 или PIC зависит от предпочтений  ...
Конструкция очень простая думаю вы справитесь, а если нет то у вас возникнут очень большие трудности с реализацией в железе, или это не вы будете делать? Если нужно готовое устройство всегда дешевле купить уже готовое, думаю такие есть.

avr123.nm.ru » 08 фев 2007, 17:23

ATmega16   и ШИМ делать так - avr123.nm.ru/z8.htm

от ноги МК 1 драйвер типа  irs2110  (там да драйвера в корпусе) и  к его выходу  через резисторы 100 Ом  затворы полевиков IRLZ44  по 1 на каждую свечу.

ШИМ лучше низкой частоты  500-1500 Гц  так как нагрузка достаточно инертная.

Удачи ! на дороге.

Широкий » 08 фев 2007, 17:44

Спасибо за советы!
Девайс решил делать ввиду суровой стоимости (мин 150 евро) и полного отсутствия обратной связи (данные о исправности свечей).

После чтения кучи инфы рещил изменить логику работы деввайса - 2-й цикл в течение 2-х минут периодическое включение- выключение свечей на половину накала (алгоритм Тойоты). Период - 10 секунд.

Вопросы: Нужны ли радиаторы для полевиков? Если да - то какой площади?

Как развязать питание системы (бортсеть 12-14 вольт, AVR-5 вольт)?

Сигнал от генератора (что двигатель завелся) тоже 12-14 вольт. Тоже нужна развязка.

Какова помехозащищенность i2c? можно ли ее использовать для управления бортовыми системами авто?

Заранее благодарен за ответы.

Vazgel » 08 фев 2007, 18:34

Ну это вообще. Вы не знаете как сделать из бортсети 5v 7805 если по русски КРЕН5. Нужен будет радиатор для полевиков или нет. А сопротивление свечи какое? Напряжение знаем, W тайна великая есть.
АВР ом делать шим для грубо говоря тена... мда... мож я чего и не понимаю...

KiCom » 08 фев 2007, 18:38

Ну зачем i2c? Сколько у вас свечей? Наверно 4 или 40? Зачем усложнять себе жизнь или интересно имеено i2c тогда вопросов нет.
Нужны ли радиаторы зависит от полевика выбирайте ампер на 70-80 плюс небольшой радиатор а если хотите по научному то нужно найти как это можно расчитать, это не сложно.
5 вольт получить из 12 просто ставим стабилизатор 7805 плюс конденсаторы это для питания МК.
Насчет уровня сигнала надо как-то хитро подключить транзистор сам точно незнаю.

Широкий » 08 фев 2007, 19:27

Vazgel'у:
Не надо делать глубокомысленное "ФУУ, чайник...". Радиоэлектроиникой вплотную занимался лет 10 назад... что такое КРЕН5 прекрасно знаю (в свое вермя "синклера" паял)....
W - тайна великая есть...
Джедайский стиль составления фраз конечно круто, но прочитав первую часть сообщения посчитать максимальную мощность свечи не проблема = 12 вольт Х 20 А = 240 Вт...
С полевиками как силовыми элементами не работал... Потому и не знаю, какой размер радиатора нужен...
АВР ом делать шим для грубо говоря тена...
Предложите другой вариант (могу сам предложить - 4 мультивибратора не транзисторах (3 раза ха).
Если почитать первый пост, то видно, что нужно перед пуском  еще и проверить свечи на предмет работоспособности. Значит где-то записать биты "живая/дохлая" и потом их вывести на приборную панель (и можно на встроенный индикатор)... По Вашей логике я должен использовать корпусов 5-10 серии К176 и идти в каменный век?
А если время стартового прогрева изменить надо? перепаивать?..
Вообще-то ожидал совета а не непонятных комментариев и эпитетов..

KiCom'у, avr123.nm.ru большое спасибо!
Сегодня попробую спроектировать и развести развести платку в Eagle. Деталюшки приедут только на следующей неделе..

И все-таки примерный размер радиатора какой? планирую сделать их Г-образными, на плату крепить заклепочником по меньшей стороне. От их размеров зависит финальный размер устройства.


Кстати об AVR... Попалась мне платка от кассового терминала... размеры со спичечный коробок, там стоит МЕГА 128, штук 6 разъемов, кварц 1 или 2 (не помню), buzzer и,по-моему, драйвер атмеги (который питание правильно подает). По ходу это готовое ядро контроллера. Если кому надо могу выложить фотки или сканы, но только после выходных (платка лежит на даче)...
Самому 2 меги 128 в руки попали, с тех пор на робофорум и хожу периодически... хочу что-то сделать полезное.

KiCom » 08 фев 2007, 19:36

Насчет радиаторов, полевые транзисторы на такие токи сделаны в корпусе TO-220  он сам по себе отводит сколько-то тепла, где-то читал что 5 ватт. Про платку от терминала да скорре всего так и есть бери и прошивай. Если не боитесь маленьких корпусов то можно и mega128, я их боюсь :). Поэтому пока обхожусь mega32 он в dip40

Vazgel » 09 фев 2007, 12:51

Широкий. Простите, если обидел, джедайский :) стиль обьясняется выходом в отпуск и празднованием события.  
По существу. Хотите мегу128, Ваше право. Температурный диапазон учтите. Commercial (0 o C to 70 o C) Industrial (-40 o C to 85 o C).
Мысль по поводу полевых транзисторов. FDB6670 или им подобные по паре на свечу и забыть про радиатор. Пойти в фирму что компами торгует и купить там материнок не рабочих, источник транзисторов, дросселей, конденсаторов и прочего нужного.
Вложения
FDB6670AL.pdf
(157.2 КиБ) Скачиваний: 88

avr123.nm.ru » 09 фев 2007, 14:13

KiCom писал(а):TO-220  он сам по себе отводит сколько-то тепла, где-то читал что 5 ватт.


1.5 вт  в стоячку в воздухе, 5 это возможно лежа на меди платы.  можно брать транзисторы в лежачем корпусе d2pak.

avr123.nm.ru » 09 фев 2007, 14:29

Широкий писал(а):После чтения кучи инфы рещил изменить логику работы деввайса - 2-й цикл в течение 2-х минут периодическое включение- выключение свечей на половину накала (алгоритм Тойоты). Период - 10 секунд.


т.е. алгоритм нагрева вы именно прочитали а не сами меряли ? желательно чтоб достоверными были сведения.

Широкий писал(а):Вопросы: Нужны ли радиаторы для полевиков? Если да - то какой площади?


возьмите полевики в корпусе d2pak и паяйте их на медь на плате - думаю достаточно будет 4 см2 на плате на 1 транзистор.

Широкий писал(а):Как развязать питание системы (бортсеть 12-14 вольт, AVR-5 вольт)?


от входа 12 вольт  поставьте резистор 10 Ом затем защитный диод TVS  (http://www.platan.ru/shop/menu.html?embedded=yes&qw=tvs) на 18-24 вольт, затем диод шоттки на 1-3А, затем конденсатор 470мкФ 25 вольт, затем стабилизатор L7805, затем конденсатор 20-50 мкф на 10 вольт и параллельно ему керамический конденсатор 0.1-0.33 мкФ

так получите хорошее и надежное питание для МК.

Широкий писал(а):Сигнал от генератора (что двигатель завелся) тоже 12-14 вольт. Тоже нужна развязка.


просто делитель из двух резисторов и на вход АЦП или компаратора встроеных в МК.

перед делителем тоже резистор на 10 Ом и TVS защитный.

Широкий писал(а):Какова помехозащищенность i2c? можно ли ее использовать для управления бортовыми системами авто?


можно. но для авто специально есть LIN который на UART вешается (microchip.com  апноуты)  и посложней и побыстрей CAN.

avr123.nm.ru » 09 фев 2007, 14:35

Широкий писал(а):Самому 2 меги 128 в руки попали, с тех пор на робофорум и хожу периодически... хочу что-то сделать полезное.


CVAVR вам поможет сделать на них что-то дельное.  прошивать их вот так:  avr123.nm.ru/07.htm

Широкий » 09 фев 2007, 15:28

На счет меги 128 я писал в плане того, что ЕСТЬ ПЛАТА типа процессорного модуля... Кому интересно - выложу скан с обеих сторон.

Спасибо за советы по девайсу.

Посмотрел спецификацию CAN от BOSH и пр... хороший протокол. Радует отказоустойчивость и детектирование ошибок. Но его стоит использовать только если всю машину переводить на трехпроводный жгут (1 силовой, 2 CAN)....

Не радуют ассортимент AVR  с аппаратной поддержной CAN и цены на них.
Все в одной корпусировке, разница только в объемах памяти...
Прикинул, что если с CAN тренироваться, то мощи одного только чипа (AT90CAN32) хватит, чтобы полмашины обслужить....

Кстати, как насчет темы по умной машине? Шина есть, контроллеры тоже... Не робот конечно, но полезная практическая реализация функций микроконтроллеров + уменьшение пожароопасности (при трех проводах по всей машине буквой "З")... И центральный контроллер с дисплейчиком, который скажет где и какой глюк.
Если бы были контроллеры с CAN попроще (от AVR) чтобы на устройство лепить сразу (типа вместо стандартной платы заднего фонаря...)
Знаю, что все уже давно изобретено, но цены на эти блоки... Да и найти в свободной продаже тяжко.

Пожалуйста, особо не гнобите за идею ...

avr123.nm.ru » 09 фев 2007, 15:45

LIN  - 1 провод. а второй кузов машины. Под LIN моторала делает и бесплатно присылает МК со встроеными драйверами 3-х моторов и другой перефериейю и микрочип делает ПИКи со встроеным LIN.
Последний раз редактировалось avr123.nm.ru 09 фев 2007, 15:48, всего редактировалось 1 раз.


cron
Rambler\'s Top100 Mail.ru counter