roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.
Текущее время: 30 ноя 2024, 06:39

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2009, 15:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 июл 2009, 10:02
Сообщения: 862
Откуда: Самара
ФИО: Павел Сергеевич
Насос ЭНЦ2,5-12
Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 17.7 КиБ | Просмотров: 22582 ]
Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 19.1 КиБ | Просмотров: 22586 ]

Как правило такие насосы выходят из строя из-за износа уплотнительной манжеты на валу двигателя, хотя бывают и поломки корпуса после аварий. Ремонтных манжет и корпусов не предусмотрено, а новые насосы в автомагазинах стоят около 100 рублей, поэтому никто их не ремонтирует, а просто заменяет, выбрасывая старые, хотя электродвигатели в них рабочие.

Вскрытие корпуса удобно производить ножом - по всему диаметру корпуса имеется канавка-защелка, которую надо сдвинуть.
Вложение:
.jpg
.jpg [ 15.85 КиБ | Просмотров: 22567 ]

Вложение:
.jpg
.jpg [ 18.29 КиБ | Просмотров: 22579 ]

Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 16.69 КиБ | Просмотров: 22577 ]

Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 23 КиБ | Просмотров: 22564 ]

Вложение:
3.jpg
3.jpg [ 25.44 КиБ | Просмотров: 22546 ]

Вложение:
.jpg
.jpg [ 19.89 КиБ | Просмотров: 22549 ]

Манжета, установлена внутри корпуса - не ремонтопригодна.
Вложение:
.jpg
.jpg [ 17.76 КиБ | Просмотров: 22546 ]

Вынимаем сам двигатель
Вложение:
4.jpg
4.jpg [ 20.53 КиБ | Просмотров: 22531 ]

Вложение:
.jpg
.jpg [ 23.95 КиБ | Просмотров: 22538 ]

Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 13.92 КиБ | Просмотров: 22529 ]

Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 17.07 КиБ | Просмотров: 22529 ]


Добавлено спустя 25 минут 38 секунд:
Иногда такому двигателю требуется произвести небольшую ревизию.
Для этого его надо разобрать, отогнув язычки корпуса с обоих сторон двигателя.
Вложение:
.jpg
.jpg [ 16.92 КиБ | Просмотров: 22464 ]

Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 16.92 КиБ | Просмотров: 22455 ]

Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 14.24 КиБ | Просмотров: 22459 ]

Вложение:
5.jpg
5.jpg [ 13.08 КиБ | Просмотров: 22460 ]

Отстыковываем щеточный узел от статора.
Вложение:
.jpg
.jpg [ 20.46 КиБ | Просмотров: 22456 ]

Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 16.06 КиБ | Просмотров: 22455 ]

Вложение:
Щетки2.jpg
Щетки2.jpg [ 16.12 КиБ | Просмотров: 22422 ]

Ножом отодвигаем пружину щетки.
Вложение:
3.jpg
3.jpg [ 18.31 КиБ | Просмотров: 22462 ]

Вынимаем щетки и осматриваем, при необходимости заменяем.
Вложение:
Комментарий к файлу: По центру корпуса виден подшипник скольжения, прижатый пружинной шайбой, он отличается от подшипников скольжения микромощных двигателей от игрушек в пластиковых корпусах.
4.jpg
4.jpg [ 17.45 КиБ | Просмотров: 22445 ]

Вынимаем из статора якорь.
Вложение:
.jpg
.jpg [ 18.67 КиБ | Просмотров: 22461 ]

Якорь очищаем от грязи, окислов и ржавчины.
Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 15.8 КиБ | Просмотров: 22472 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: Якорь 5-ти секторный, для уменьшения пульсаций крутящего момента. В двигателях от игрушек обычно 3-х секционный.
2.jpg
2.jpg [ 17.06 КиБ | Просмотров: 22448 ]

Вложение:
3.jpg
3.jpg [ 12.33 КиБ | Просмотров: 22436 ]

Коллекторный узел при необходимости зачищаем мелкой шкуркой.
Вложение:
узел.jpg
узел.jpg [ 24.58 КиБ | Просмотров: 22450 ]


Добавлено спустя 5 минут 49 секунд:
Статор тоже очищаем от грязи, окислов и ржавчины.
В статоре тоже имеется подшипник скольжение с пружинной шайбой.
Вложение:
.jpg
.jpg [ 23.17 КиБ | Просмотров: 22442 ]

Отличительной особенностью является возможность самоустановки такого подшипника за счет того, что он поворачивается вокруг своей оси, а не жестко закреплен в корпусе двигателя.
Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 19.5 КиБ | Просмотров: 22436 ]

Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 37.34 КиБ | Просмотров: 12729 ]


Добавлено спустя 25 минут 35 секунд:
Сборка осуществляется примерно в следующей последовательности.
Вложение:
Комментарий к файлу: Вставляем щетки в щеткодержатели, не зажимая пружиной. Вставляем якорь в щеточный узел.
.jpg
.jpg [ 22.55 КиБ | Просмотров: 22390 ]

Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 15.38 КиБ | Просмотров: 22400 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: Собираем статор и щеточный узел вместе.
2.jpg
2.jpg [ 17.84 КиБ | Просмотров: 22419 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: Сдвигаем пружину на щетку.
3.jpg
3.jpg [ 17.2 КиБ | Просмотров: 22397 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: Загибаем язычки корпуса.
4.jpg
4.jpg [ 17.62 КиБ | Просмотров: 22382 ]

Вложение:
6.jpg
6.jpg [ 17.73 КиБ | Просмотров: 22400 ]

Если кто заметил, то язычков на корпусе двигателя два. Это сделано для того, чтобы регулировать угол поворота коллекторного узла. Замечу, что очень удивлен этой конструктивной особенности, потому как такая возможность обычно является необходимой для намного более мощных двигателей постоянного тока.
Что говорит в силу того, что двигатель промышленный хоть и маленькой мощности, а не для игрушек.

Добавлено спустя 18 минут 25 секунд:
Имеем собранный рабочий двигатель. Кому не нравится внешний вид можете почистить его от окислов и покрыть прозрачным лаком - будет блестеть :)
Вложение:
.jpg
.jpg [ 15.22 КиБ | Просмотров: 22388 ]

Вложение:
3.jpg
3.jpg [ 19.89 КиБ | Просмотров: 22388 ]

Конструктивно двигатель предназначен для насоса омывателя, поэтому он имеет приоритетное направление вращения (наибольший КПД), выставляется углом поворота коллекторного узла (также это уменьшает искрение на коллекторе и снижает риск возникновения "кругового огня").
Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 17.51 КиБ | Просмотров: 22393 ]

Двигатель имеет на конце выходного вала фаску для передачи крутящего момента нагрузке без проскальзываний.
Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 18.73 КиБ | Просмотров: 22413 ]

_________________
«Сон разума рождает чудовищ»


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2009, 15:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:03
Сообщения: 3037
Откуда: Москва
прог. языки: С
ФИО: Евгений Яковец
Тема интересная но не полностью раскрыта :)
Неплохо бы узнать ток потребляемый этими движками на х.х. и при блокировке ротора.

_________________
- Этот человек - не человек! это робот!
- Как? уже делают?!
- Делают!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2009, 16:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 июл 2009, 10:02
Сообщения: 862
Откуда: Самара
ФИО: Павел Сергеевич
Размеры электродвигателя:
Вложение:
.jpg
.jpg [ 19.18 КиБ | Просмотров: 22389 ]

Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 14.71 КиБ | Просмотров: 22388 ]

Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 15.65 КиБ | Просмотров: 22410 ]


Добавлено спустя 2 минуты 49 секунд:
Официальные технические параметры электронасоса омывателя стекол ЭНЦ 2,5-12 (2110-5208009):
* Напряжение питания 12 В постоянного тока
* Режим работы - повторно-кратковременный
* Длительность цикла - 60 с
* Продолжительность включения - 9 с
* Расход омывающей жидкости - не менее 30 м/с при давлении 1,8 кг/см2
* Потребляемый ток не более 4,5 А

Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды:
Из этих параметров видно, что конструкторы были ограничены в размерах устройства, но при довольно большой необходимой мощности для прокачки насосом жидкости не менее 30 м/с при давлении 1,8 кг/см2, поэтому им пришлось взять электродвигатель маленького габарита и с меньшим номинальным напряжением и форсировать.
В итоге при питании на 12В получился форсированный режим работы электродвигателя - поэтому работа повторно-кратковременная.

Добавлено спустя 7 минут 32 секунды:
При нагрузке насосом омываетля При питании двигателя 12В, потребляемый ток 4,5А.
Следовательно потребляемая мощность - 54Вт.
КПД такого двигателя примерно 50%.
Следовательно мощность на валу - 27Вт.

При таких габаритах электродвигателя, даже при наличии вентиляционных отверстий, при постоянной долговременной работе двигатель неизбежно перегреется и выйдет из строя.
Тем более не советую измерять его ток при 12В при блокировке якоря (ротора), так как воздушного охлаждающего потока не будет - сгорит махом.

Больше чем уверен, что номинальное напряжение такого электродвигателя находится в диапазоне 3-6В. К сожалению маркировки двигателя на корпусе нет, поэтому точные параметры сказать не могу.

При включении на х.х. при 12В - 0,15-0,2А.
При пуске на х.х. без нагрузки(скачек тока)при 12В до 0,8-1А.

Добавлено спустя 8 минут 8 секунд:
Действительно промышленный электродвигатель малой мощности:
- самоустанавливающиеся подшипники скольжения;
- 5-ти секторный якорь;
- щеточный узел с угольными щетками и нажимными пружинами;
- изменяемый угол щеточного узла;
- шлицевая проточка конца вала.

_________________
«Сон разума рождает чудовищ»


Последний раз редактировалось Zeus 10 ноя 2009, 16:33, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2009, 16:06 
Не в сети
отсылающий читать курс
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Сообщения: 14195
Откуда: Москва
Советую всеж НОВЫЙ купить в автозапчастях.

12 В - 60 с - 9 с - похоже его напряжение непрерывной работы около 5 вольт.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2009, 16:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 июл 2009, 10:02
Сообщения: 862
Откуда: Самара
ФИО: Павел Сергеевич
Так я новый ЭНЦ и купил и заменил старый нерабочий у себя на машине.
А старый зачем выкидывать - вот и пригодится из него двигатель.

Добавлено спустя 23 минуты 56 секунд:
Первое предположение: типоразмер двигателя определяет его примерную мощность, которая варьируется в зависимости от производителей не очень сильно, то имеем:

или (внешний вид МОТ-3 похож)
Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 29.41 КиБ | Просмотров: 13718 ]

или (что скорее всего - габаритные размеры примерно совпадают)
Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 41 КиБ | Просмотров: 13073 ]

Вложение:
4.jpg
4.jpg [ 37.19 КиБ | Просмотров: 12861 ]

Вложение:
3.jpg
3.jpg [ 60.22 КиБ | Просмотров: 13142 ]


Второе предположение: скорее всего двигатель перегрузили не по питающему напряжению, а по крутящему моменту, т.е. нагрузили нагрузкой намного большей его номинальной (центробежный водяной насос довольно сложно вращать с большой скоростью). В итоге частота двигателя снизилась ниже номинальной, а соответственно возрос ток потребляемый двигателем.

_________________
«Сон разума рождает чудовищ»


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
phpBB SEO