Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла

Делимся опытом в каких устройствах и чем можно поживиться.
А так же где и почём приобрести компоненты.

Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла

Сообщение Zeus » 10 ноя 2009, 15:08

Насос ЭНЦ2,5-12
1.jpg
1.jpg (17.7 КиБ) Просмотров: 22578
2.jpg
2.jpg (19.1 КиБ) Просмотров: 22581

Как правило такие насосы выходят из строя из-за износа уплотнительной манжеты на валу двигателя, хотя бывают и поломки корпуса после аварий. Ремонтных манжет и корпусов не предусмотрено, а новые насосы в автомагазинах стоят около 100 рублей, поэтому никто их не ремонтирует, а просто заменяет, выбрасывая старые, хотя электродвигатели в них рабочие.

Вскрытие корпуса удобно производить ножом - по всему диаметру корпуса имеется канавка-защелка, которую надо сдвинуть.
.jpg
.jpg (15.85 КиБ) Просмотров: 22563

.jpg
.jpg (18.29 КиБ) Просмотров: 22575

1.jpg
1.jpg (16.69 КиБ) Просмотров: 22573

2.jpg
2.jpg (23 КиБ) Просмотров: 22559

3.jpg
3.jpg (25.44 КиБ) Просмотров: 22541

.jpg
.jpg (19.89 КиБ) Просмотров: 22545

Манжета, установлена внутри корпуса - не ремонтопригодна.
.jpg
.jpg (17.76 КиБ) Просмотров: 22541

Вынимаем сам двигатель
4.jpg
4.jpg (20.53 КиБ) Просмотров: 22526

.jpg
.jpg (23.95 КиБ) Просмотров: 22534

1.jpg
1.jpg (13.92 КиБ) Просмотров: 22525

2.jpg
2.jpg (17.07 КиБ) Просмотров: 22525


Добавлено спустя 25 минут 38 секунд:
Иногда такому двигателю требуется произвести небольшую ревизию.
Для этого его надо разобрать, отогнув язычки корпуса с обоих сторон двигателя.
.jpg
.jpg (16.92 КиБ) Просмотров: 22459

1.jpg
1.jpg (16.92 КиБ) Просмотров: 22450

2.jpg
2.jpg (14.24 КиБ) Просмотров: 22454

5.jpg
5.jpg (13.08 КиБ) Просмотров: 22455

Отстыковываем щеточный узел от статора.
.jpg
.jpg (20.46 КиБ) Просмотров: 22452

1.jpg
1.jpg (16.06 КиБ) Просмотров: 22450

Щетки2.jpg
Щетки2.jpg (16.12 КиБ) Просмотров: 22418

Ножом отодвигаем пружину щетки.
3.jpg
3.jpg (18.31 КиБ) Просмотров: 22457

Вынимаем щетки и осматриваем, при необходимости заменяем.
4.jpg
По центру корпуса виден подшипник скольжения, прижатый пружинной шайбой, он отличается от подшипников скольжения микромощных двигателей от игрушек в пластиковых корпусах.
4.jpg (17.45 КиБ) Просмотров: 22441

Вынимаем из статора якорь.
.jpg
.jpg (18.67 КиБ) Просмотров: 22456

Якорь очищаем от грязи, окислов и ржавчины.
1.jpg
1.jpg (15.8 КиБ) Просмотров: 22468

2.jpg
Якорь 5-ти секторный, для уменьшения пульсаций крутящего момента. В двигателях от игрушек обычно 3-х секционный.
2.jpg (17.06 КиБ) Просмотров: 22444

3.jpg
3.jpg (12.33 КиБ) Просмотров: 22431

Коллекторный узел при необходимости зачищаем мелкой шкуркой.
узел.jpg
узел.jpg (24.58 КиБ) Просмотров: 22445


Добавлено спустя 5 минут 49 секунд:
Статор тоже очищаем от грязи, окислов и ржавчины.
В статоре тоже имеется подшипник скольжение с пружинной шайбой.
.jpg
.jpg (23.17 КиБ) Просмотров: 22438

Отличительной особенностью является возможность самоустановки такого подшипника за счет того, что он поворачивается вокруг своей оси, а не жестко закреплен в корпусе двигателя.
1.jpg
1.jpg (19.5 КиБ) Просмотров: 22432

2.jpg


Добавлено спустя 25 минут 35 секунд:
Сборка осуществляется примерно в следующей последовательности.
.jpg
Вставляем щетки в щеткодержатели, не зажимая пружиной. Вставляем якорь в щеточный узел.
.jpg (22.55 КиБ) Просмотров: 22386

1.jpg
1.jpg (15.38 КиБ) Просмотров: 22395

2.jpg
Собираем статор и щеточный узел вместе.
2.jpg (17.84 КиБ) Просмотров: 22414

3.jpg
Сдвигаем пружину на щетку.
3.jpg (17.2 КиБ) Просмотров: 22393

4.jpg
Загибаем язычки корпуса.
4.jpg (17.62 КиБ) Просмотров: 22378

6.jpg
6.jpg (17.73 КиБ) Просмотров: 22396

Если кто заметил, то язычков на корпусе двигателя два. Это сделано для того, чтобы регулировать угол поворота коллекторного узла. Замечу, что очень удивлен этой конструктивной особенности, потому как такая возможность обычно является необходимой для намного более мощных двигателей постоянного тока.
Что говорит в силу того, что двигатель промышленный хоть и маленькой мощности, а не для игрушек.

Добавлено спустя 18 минут 25 секунд:
Имеем собранный рабочий двигатель. Кому не нравится внешний вид можете почистить его от окислов и покрыть прозрачным лаком - будет блестеть :)
.jpg
.jpg (15.22 КиБ) Просмотров: 22384

3.jpg
3.jpg (19.89 КиБ) Просмотров: 22384

Конструктивно двигатель предназначен для насоса омывателя, поэтому он имеет приоритетное направление вращения (наибольший КПД), выставляется углом поворота коллекторного узла (также это уменьшает искрение на коллекторе и снижает риск возникновения "кругового огня").
1.jpg
1.jpg (17.51 КиБ) Просмотров: 22389

Двигатель имеет на конце выходного вала фаску для передачи крутящего момента нагрузке без проскальзываний.
2.jpg
2.jpg (18.73 КиБ) Просмотров: 22408
«Сон разума рождает чудовищ»
Аватара пользователя
Zeus
 
Сообщения: 862
Зарегистрирован: 28 июл 2009, 10:02
Откуда: Самара
ФИО: Павел Сергеевич

Re: Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла

Сообщение yak-40 » 10 ноя 2009, 15:15

Тема интересная но не полностью раскрыта :)
Неплохо бы узнать ток потребляемый этими движками на х.х. и при блокировке ротора.
- Этот человек - не человек! это робот!
- Как? уже делают?!
- Делают!!!
Аватара пользователя
yak-40
 
Сообщения: 3037
Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:03
Откуда: Москва
прог. языки: С
ФИО: Евгений Яковец

Re: Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла

Сообщение Zeus » 10 ноя 2009, 16:02

Размеры электродвигателя:
.jpg
.jpg (19.18 КиБ) Просмотров: 22384

1.jpg
1.jpg (14.71 КиБ) Просмотров: 22384

2.jpg
2.jpg (15.65 КиБ) Просмотров: 22406


Добавлено спустя 2 минуты 49 секунд:
Официальные технические параметры электронасоса омывателя стекол ЭНЦ 2,5-12 (2110-5208009):
* Напряжение питания 12 В постоянного тока
* Режим работы - повторно-кратковременный
* Длительность цикла - 60 с
* Продолжительность включения - 9 с
* Расход омывающей жидкости - не менее 30 м/с при давлении 1,8 кг/см2
* Потребляемый ток не более 4,5 А

Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды:
Из этих параметров видно, что конструкторы были ограничены в размерах устройства, но при довольно большой необходимой мощности для прокачки насосом жидкости не менее 30 м/с при давлении 1,8 кг/см2, поэтому им пришлось взять электродвигатель маленького габарита и с меньшим номинальным напряжением и форсировать.
В итоге при питании на 12В получился форсированный режим работы электродвигателя - поэтому работа повторно-кратковременная.

Добавлено спустя 7 минут 32 секунды:
При нагрузке насосом омываетля При питании двигателя 12В, потребляемый ток 4,5А.
Следовательно потребляемая мощность - 54Вт.
КПД такого двигателя примерно 50%.
Следовательно мощность на валу - 27Вт.

При таких габаритах электродвигателя, даже при наличии вентиляционных отверстий, при постоянной долговременной работе двигатель неизбежно перегреется и выйдет из строя.
Тем более не советую измерять его ток при 12В при блокировке якоря (ротора), так как воздушного охлаждающего потока не будет - сгорит махом.

Больше чем уверен, что номинальное напряжение такого электродвигателя находится в диапазоне 3-6В. К сожалению маркировки двигателя на корпусе нет, поэтому точные параметры сказать не могу.

При включении на х.х. при 12В - 0,15-0,2А.
При пуске на х.х. без нагрузки(скачек тока)при 12В до 0,8-1А.

Добавлено спустя 8 минут 8 секунд:
Действительно промышленный электродвигатель малой мощности:
- самоустанавливающиеся подшипники скольжения;
- 5-ти секторный якорь;
- щеточный узел с угольными щетками и нажимными пружинами;
- изменяемый угол щеточного узла;
- шлицевая проточка конца вала.
Последний раз редактировалось Zeus 10 ноя 2009, 16:33, всего редактировалось 1 раз.
«Сон разума рождает чудовищ»
Аватара пользователя
Zeus
 
Сообщения: 862
Зарегистрирован: 28 июл 2009, 10:02
Откуда: Самара
ФИО: Павел Сергеевич

Re: Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла

Сообщение avr123.nm.ru » 10 ноя 2009, 16:06

Советую всеж НОВЫЙ купить в автозапчастях.

12 В - 60 с - 9 с - похоже его напряжение непрерывной работы около 5 вольт.
Аватара пользователя
avr123.nm.ru
отсылающий читать курс
 
Сообщения: 14195
Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Откуда: Москва

Re: Электродвигатель из насоса омывателя ветрового стекла

Сообщение Zeus » 10 ноя 2009, 16:56

Так я новый ЭНЦ и купил и заменил старый нерабочий у себя на машине.
А старый зачем выкидывать - вот и пригодится из него двигатель.

Добавлено спустя 23 минуты 56 секунд:
Первое предположение: типоразмер двигателя определяет его примерную мощность, которая варьируется в зависимости от производителей не очень сильно, то имеем:

или (внешний вид МОТ-3 похож)
1.jpg

или (что скорее всего - габаритные размеры примерно совпадают)
2.jpg

4.jpg

3.jpg


Второе предположение: скорее всего двигатель перегрузили не по питающему напряжению, а по крутящему моменту, т.е. нагрузили нагрузкой намного большей его номинальной (центробежный водяной насос довольно сложно вращать с большой скоростью). В итоге частота двигателя снизилась ниже номинальной, а соответственно возрос ток потребляемый двигателем.
«Сон разума рождает чудовищ»
Аватара пользователя
Zeus
 
Сообщения: 862
Зарегистрирован: 28 июл 2009, 10:02
Откуда: Самара
ФИО: Павел Сергеевич


Вернуться в Что, где, почём

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9