Michael_K » 30 авг 2010, 02:25
Да, чего там говорить...
Силовые (это те, которые предназначены для передачи мощности, а не сигнала - неважно сколько ватт) воздушные трансы - это, мягко говоря, экзотика.
Хотя, казалось бы, потери на перемагничивание, всякие токи фуко и механику отсутствуют, отсутствует проблема насыщения...
Зато присутствуют другие очень неприятные моменты.
Это в первую очередь "утечка" магнитного потока (нет магнитопровода, который "собирает" магнитное поле). Чтобы ее избежать приходится делать витки относительно большой площади и чередовать слои первички и вторички (чтобы обеспечить максимальное "сцепление").
Во-вторых, малая собственная индуктивность обмоток (из-за низкой магнитной проницаемости воздуха). Это приводит к очень быстрому нарастанию тока первички на низких частотах... Чтобы избежать этого приходится сильно поднимать индуктивность (мотать большое число витков, увеличивать площадь витка) и сильно повышать частоту (практические значения, навскидку - сотни килогерц)...
И то и другое ведет к потерям (первое - за счет увеличения активного сопротивления обмоток, второе за счет динамических потерь в драйверах и выпрямителях). Кроме того, там начинают проявляться всякие скин-эффекты (применяется литцендрат) и т.п.
Говорят, что такие конструкции существуют (живьем не видел) для очень специальных применений.
Еще один вариант, это резонансные трансформаторы (Что-то из серии опытов Тесла) - там можно уменьшить некоторые потери. Но там тоже своей специфики много...
Я, в принципе, склонен верить, что можно получить неплохой КПД "на воздухе"...
Но я сильно сомневаюсь, что этого можно достичь "на коленке" с применением каких попало компонентов (под боком ведь "нет магазина радиодеталей") и т.д.
Пробовать можно, да... но предсказывать результаты или вселять лишние надежды я бы не взялся...