roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

Управление двигателем от кулера

Управление двигателем от кулера

ADonis » 29 окт 2010, 11:16

Всем привет еще раз!
Думаю управлять двигателем от кулера проца (без тахометра) с помощью МК.
Двигатель представляет собой двухфазный бесколлекторник. Управляется все это дело микросхемой FS276 с датчиком Холла.
МК буду брать Tiny13, валяется без дела, а его как раз хватит.
Питание 9В. Для понижения питания на МК можно использовать 7805, так? Ну, не забыв конденсаторами обвешать ее.
Питать двигатель буду ШИМом через ключ КТ972А
У 276й микросхемы есть два выхода на обмотки, которые она поочереди и включает. Вооот, прикинул, как это будет выглядеть, только ногами не бить, пианист играет, как умеет :D

11.JPG


Интересует 2 вопроса:
? Можно ли так питать МК напрямую от выхода L7805?
? Какой номинал сопротивления ставить и вообще верно ли сделан тахометр?

Ну и хотелось бы услышать ваше мнение и здоровую критику.

Спасибо за внимание :)

Re: Управление двигателем от кулера

galex1981 » 29 окт 2010, 11:19

Питать то МК можно от 7805 напрямую, обычно так и делается. Вопрос состоит в другом:
Чем стандартное управление не нравится - если я не ошибаюсь, 3й провод от кулера это выход датчика температуры, можно на него через переменник подать напряжение и у тебя готовое управление есть?

Re: Управление двигателем от кулера

ADonis » 29 окт 2010, 11:28

Так ведь нет тахометра на кулере, там 2 провода. Да и не переменник нужен, а более гибкое управление, т.е. установка точно заданной частоты вращения.

Добавлено спустя 41 секунду:
Не температуры, а тахометра :)

Добавлено спустя 4 минуты 29 секунд:
Если уточнить, то схема кулера в оригинале представляет из себя вот это:

12.JPG
12.JPG (9.34 КиБ) Просмотров: 12866

Re: Управление двигателем от кулера

Radist » 29 окт 2010, 13:04

Вы задали конкретные вопросы, это хорошо. Сперва отвечу на них.
1. Питать напрямую можно
2. Сопротивление базового резистора как считать - хорошо написано в "Искусстве схемотехники", но это не ответ. Грубо считается так: ток коллектора (вентилятора) разделить на коэффициент усиления по току транзистора. Получится базовый ток. Падение напряжения на резисторе грубо 4,3В, делим это на ток - получаем максимальное сопротивление базового резистора. Чтобы он гарантированно работал в ключевом режиме - уменьшаем его в 2 раза. При этом помним про ограничение тока порта в 20 мА. Если получилось больше - значит нужен еще один каскад усиления тока.

Вы не написали зачем все это нужно. Если ответ: просто мне это интересно - я молчу. Но если цель - снижение оборотов при небольшом перегреве, то в журнале "Радио" за октябрь этого года есть статья, как на 4 транзисторах сделать такой регулятор. Дешево и сердито. Два из них являются одновременно датчиками температуры. Может заинтересуетесь.

Добавлено спустя 2 минуты 36 секунд:
Посмотрел еще раз на схему. Эти мои рассуждения про базовый резистор относятся к тому резистору, который вы забыли нарисовать в цепи шима. А зачем нижний транзистор - это я не знаю. Но принцип то один и тот же.

Re: Управление двигателем от кулера

boez » 29 окт 2010, 13:55

Не получится. На верхнем транзисторе щас собран эмиттерный повторитель, он на выходе больше 4.5 В не даст. Надо два транзистора, один npn или полевик n-канальный вниз - эмиттером/истоком на землю, второй pnp или p-канальный вверх, эмиттером/истоком на +12, коллектором/стоком на обмотку.
Можно ли так сделать тахометр - не знаю. Мне кажется ему от ШИМ плохо будет, ну или можно его подфильтровать. Транзистор нижний ИМХО не нужен, можно резистором и защитным диодом Шоттки на +5В обойтись.

Re: Управление двигателем от кулера

Myp » 29 окт 2010, 14:53

есть там тахометр
рисунок номер 5 из даташита :)
вот на его основании и рулить шимом

Re: Управление двигателем от кулера

boez » 29 окт 2010, 16:39

Офигеть. Прочел даташит. Я думал там блин как-то хоть на 90 градусов фазы сдвинуты в катушках, а они оказывается тупо по очереди включаются...
Но на то, что я писал это особо не влияет. На рисунке 5 собсно и показано, что сигнал для тахометра можно брать просто с выхода чипа.

Добавлено спустя 20 минут 47 секунд:
О, и еще - выходит, что из старых дохлых кулеров - от всяких старых процов, видух, БП и т.п. можно вытягивать датчики холла с двумя комплементарными относительно мощными выходами и делать на них разнообразную фигню, типа энкодеров тех же, когда не нужна высокая точность, но нужна надежность там, пылегрязеводонепроницаемость и т.п. Или как замена герконам или контактным датчикам.

Re: Управление двигателем от кулера

Myp » 29 окт 2010, 16:48

даа
даташиты они такие, прочитал и сразу всё понятней становится :ROFL:

кстати да
данная микросхема в обобщённом виде представляет собой мощный датчик хола :D
в других кулерах бывает по другому, отдельно датчик хола и отдельно микра драйвер.

Re: Управление двигателем от кулера

ADonis » 01 ноя 2010, 10:24

Всем спасибо за ответы, действительно, в даташите оказалась подробная схемка, которую я почему-то неправильно воспринял при предыдущем просмотре. :RTFM: Как появится время, то буду эксперементировать :oops:

Re: Управление двигателем от кулера

ADonis » 25 ноя 2010, 08:31

Всем привет еще раз, вот снова сел вчера вечером за этот двигатель и FS276 и снова ничего не пойму.
Имеется в наличии:
- Двигатель от кулера с установленной на него FS276
- Схема тахометра (ниже прилеплена)
- Плата с mega16, выводом данных на индикатор.
- Прошивка под мегу, считает "тики", т.е. скачки 1-0. И выводит их количество/сек на индикатор.

Пока что решил напрямую запитать двигатель от 9В и посмотреть, до каких оборотов он разгоняется. Прошивку проверял простым замыканием на землю. Несколько раз нажмешь кнопку в секунду, столько и высветится. Обновление данных сделал раз в секунду, т.о. прошивка рабочая. На ноге, куда подключается тахометр стоит внутренняя подтяжка.

Двигатель и тахометр.JPG


Имеется следующее поведение:
1) Очень сильный нагрев 7805, это нормально?
2) Тахометр ведет себя странно. Цифры скачут как хотят, показывает от 2 до 19 об/сек. Что это может быть при такой схеме?

Re: Управление двигателем от кулера

Michael_K » 25 ноя 2010, 09:08

1. ОЧЕНЬ - нет. проверьте включение и напряжения.
2. Скорее всего глюк в софте. А просто светодиодик не пробовали подключить - их же видно должно быть - импульсы.

Re: Управление двигателем от кулера

ADonis » 25 ноя 2010, 09:12

Включение проверил, несколько раз :) Ладно, будем посмотреть... БП 9В 1А, может сильный ток? На этом же БП висит и двигатель, по идее он же должен забирать?

Светодиодик подключал, вроде мыргает... Подключал так же ИК, а к компу фотодиод на звуковуху... импульсы вот:
Импульсы с тахометра.JPG

Re: Управление двигателем от кулера

Michael_K » 25 ноя 2010, 09:18

скорее всего БП нестабилизированный и выдает больше... если пять вольт стоят нормально, то забейте на нагрев кренки (ну или прикрутите к ней железяку какую).

импульсы грязные... если они действительно такие, то неудивительно, что мк считает то 2, то 19.
Какие они долны быть оценить не берусь - фиг знает, какие там переходные процессы в обмотках могут быть и как там датчик холла их коммутирует...

Re: Управление двигателем от кулера

ADonis » 25 ноя 2010, 09:26

Сейчас перемерил только что, вроде нормально:
Импульсы с тахометра2.JPG


Первый замер был до вставки конденсатора в цепь двигателя

Добавлено спустя 1 минуту 2 секунды:
Выходит, что косяк все-таки в моей прошивке??? :)
Вот не умею работать с прерываниями %-)

Re: Управление двигателем от кулера

Michael_K » 25 ноя 2010, 09:27

тогда в силе первое предположение - ошибки в софте.
Судя по картинке должно показывать что-то около 70 (примерно 30-40 импульсов за полсекунды)


cron
Rambler\'s Top100 Mail.ru counter