roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.
Текущее время: 02 май 2025, 13:09

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 32 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Методы определения наклона робота.
СообщениеДобавлено: 17 май 2006, 10:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 окт 2005, 19:41
Сообщения: 29
Откуда: Москва
Здравствуйте.

Давно читаю этот форум и интересуюсь робототехникой. Но деньги и время на практическую реализацию идей появились только сейчас. :)

Есть большое желание делать двуногое шагающее шассии с высокой степенью устойчивости.

После прочтения разных материалов по теме (и здесь, на форуме тоже) пришел к выводу, что максимум реализуемого с моим уровнем знаний - это (в лучшем случае) робот шагающий по ровной горизонтальной поверхности маааленькими шажками. Имеется в виду схема:
- две степени свободы для ступни
- одна для колена
- две для таза
- управление движением выдачей команд на сервы по подобранному алгоритму без обратной связи.

Даже в этом простейшем случае будут накапливаться погрешности позиционирования серв и робот упадет, потеряв равновесие.

При малейшем усложнении задачи, например, перемещении по ровной наклонной поверхности, необходимо вводить обратную связь: как минимум четыре датчика давления на ступню, чтобы коректно прижимать ступню к полу...

Но в этом случае накопление погрешностей будет катастрофически быстрым... Пара шагов (в лучшем случае и робот рухнет).

О более сложных задачах я молчу :)

Пришлось сесть и подумать над методами коррекции... Как оптимально вернуть робота в состояние устойчивого равновесия?

Самое простое - демпфировать суставы пружинами, чтобы они сами возвращались в нейтральное положение. Но такой номер не пройдет с сервами, как я понимаю. Редуктор ведь не даст?

Т.е. остается вводить обратную связь, чтобы всегда знать, в каком положении сервы в данный момент и насколько их подкрутить, чтобы вернуться к некоторому нейтральному положению.

Для этого нужны сервы с полной обратной связью. А они дорогие сильно. Так? (расскажите, где про них почитать подробно.. и найти?) Как минимум, серв нужно десять, лучше двенадцать (еще две на поворот голени вдоль оси) Все с обраткой - дорого очень. :(
Тогда нужно уменьшить кол-во.... например, с обраткой только две - в тазу, управляющие движением ноги вперед-назад... Или вообще навесить датчиков холла для определения нейтрального положения серв.....

И САМОЕ ГЛАВНОЕ!! Нужно определить отклонение корпуса (места выше таза) относительно вертикали.... А про это я не знаю ничего, кроме принципов работы геродинов...

Какие вообще есть методики и способы определения отклонения угла к вертикали? И какие подходы или готовые решения используются в любительской робототехнике? Расскажите пожалуйста?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 май 2006, 15:37 
Не в сети
Безбашенный Теоретик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2006, 18:30
Сообщения: 1137
Откуда: Подмосковье
вообще то, шагающих уже делали на робоклубе,
и там движков поменьше будет :twisted:
а вообще, ты уверен, что у серв усилия хватит :?:
я вот нет :?
дорогие сильно говоришь :?: не знал, однако :oops:
может, обычные переделать :?:
а читать про них нечего, просто серва, просто у нее выход обратной связи есть :twisted:
да и зачем знать их положение :?: если не знаешь рельефа вокруг :?:
гироскопы, ПП гироскопы, вот и вся методика :wink:
просто микра, поищи балансирующих роботов, они в основном там
используются 8)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18 май 2006, 10:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 окт 2005, 19:41
Сообщения: 29
Откуда: Москва
Спасибо за ответ и дельную критику.

Про гироскопы я нашел в конце концов... И самодельные из мышек, и ПП... На железном Феликсе нормальные материалы нашлись.

А что касается кол-ва двигателей... Я не в одном посте не встретил даже намека, что двуногий может встать, если упал. :) Да, это трудно... Но цель сама по себе, кажется, благородная. :)

А меньше чем с десятком серы у меня не хватает фантазии себе это представить. Скорее уж 12, а то без вращения голенью трудно будет :(


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18 май 2006, 21:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 окт 2005, 18:30
Сообщения: 112
Откуда: Рига, Латвия
Вот те пикча, 128 кбайт


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19 май 2006, 15:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 окт 2005, 19:41
Сообщения: 29
Откуда: Москва
Симпатичный уродец. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19 май 2006, 16:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 окт 2005, 11:15
Сообщения: 345
Откуда: Красноярск
На этом сайте есть видео как эта птичка ходит, как посмотрел сразу расхотелось делать что-то подобное.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 май 2006, 10:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 окт 2005, 19:41
Сообщения: 29
Откуда: Москва
Что-то подобное и вправду не катит.. :(

Его основная проблема - постоянная устойчивость... (как это правильно...?) ...Он постоянно находится в состоянии устойчивого равновесия. Поэтому и шаги маленькие, и походка стремная...

Двуногого нужно расчитывать так, чтобы он мог "падать" и одновременно стремился к равновесию... своего рода, динамическая неустойчивая система. Как балансирующий робот, но проще: ведь
двуногий все-таки может и должен БОЛЬШУЮ часть времени быть в равновесии... И поймать это состояние на двух ногах проще, чем на колесе :)

Я вот сейчас думаю, как обеспечить ногам максимальную энерговооруженность... Пара мыслЕй есть... Может и выйдет чего... А если конкретнее, то нужно коленному суставу и бедру обеспечить динамику "прыжка".... Т.е. при весе "тела" ~ 10кг каждая нога должна "толкнуть" свои ~5кг в вертикальной плоскости так, чтобы система получила импульс, достаточный для "прыжка" на один несчастный сантиметр...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 май 2006, 17:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 окт 2005, 18:30
Сообщения: 112
Откуда: Рига, Латвия
Обрати внимание, как ходят животные и люди: При ходьбе ноги/лапы немного пружинят. А при "стуке" об землю система получает толчок от земли+равновесие очень хлипкое=... Идеально сделать робота с центром тяжести, смещенным вперед - ходит будет проще, даже может бегать получиться. В Mechwarrior играл? Там почти все роботы с "коленками назад", гуманоидов там нет. И огромная поверхность ступни.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методы определения наклона робота.
СообщениеДобавлено: 22 май 2006, 18:40 
Не в сети
отсылающий читать курс
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Сообщения: 14195
Откуда: Москва
alad писал(а):
Есть большое желание делать двуногое шагающее шассии с высокой степенью устойчивости.


а курсе, на 1-й странице я советую начинать изготовление чего либо с анализа сделанного другими людьми.

т.е. много читать.

зайди на parallax.com и посмотри их простого двуногого шагающего АБСОЛЮТНО устойчивого на плоской поверхности робота.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 май 2006, 20:12 
Не в сети
Безбашенный Теоретик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2006, 18:30
Сообщения: 1137
Откуда: Подмосковье
именно, на ПЛОСКОЙ поверхности :cry:  :!:
а это его и не устраивает, и правильно :wink:  :!:
а динамически устойчивого-чем управлять будем :?:
там полтора десятка серв, столько же датчиков положения
и усилия, плюс гироскоп и акселерометр, все это завязано
сложным образом, и нужна высокая скорость реакции :evil:
кроме авм ничего не приходит в голову 8)
может быть, попробовать сначала 4ногово :?:
там гораздо проще, опыта при этом набереш уйму :wink: ,
там можно и 2 ногово делать :wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 май 2006, 20:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 окт 2005, 12:03
Сообщения: 3340
Откуда: Литва
прог. языки: asm
Цитата:
двуногий все-таки может и должен БОЛЬШУЮ часть времени быть в равновесии... И поймать это состояние на двух ногах проще, чем на колесе  
наверное имелось ввиду на 2-х колёсах? Если ДА, то на колёсном шасси на порядок проще бал.робот, хотя бы по числу двигателей - на двухколёсном всего 2, а на двуногом - минимум 10... отсюда и сложность всей конструкции и алгоритмов.
___________
С уважением
Vovan


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 май 2006, 20:32 
Не в сети
Безбашенный Теоретик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2006, 18:30
Сообщения: 1137
Откуда: Подмосковье
не, имелось в виду именно 2х ногие :!:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 май 2006, 20:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 окт 2005, 12:03
Сообщения: 3340
Откуда: Литва
прог. языки: asm
To lebaon: не путай! Прочитай внимательно! :arrow:  Чел. пишет "НА КОЛЕСЕ"  
Разговор про баланс, а не про кол-во ног! Кол-во ног всем с самого первого поста известно!  :roll:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23 май 2006, 06:34 
Не в сети
отсылающий читать курс
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2005, 04:18
Сообщения: 14195
Откуда: Москва
alad писал(а):
И поймать это состояние на двух ногах проще, чем на колесе :)
...


зависит от колеса и то ноги - по разному может быть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23 май 2006, 11:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 окт 2005, 19:41
Сообщения: 29
Откуда: Москва
cahbtexhuk писал(а):
Обрати внимание, как ходят животные и люди: При ходьбе ноги/лапы немного пружинят. А при "стуке" об землю система получает толчок от земли+равновесие очень хлипкое=...


Очень верное замечание. Это обязательно надо будет учесть. И причем, именно в связке с "динамикой" суставов: абсолютно жесткие суставы здесь не годятся...

Хотя.... Я тут побродил.. подумал.... Если сделать "бедро" по принципу автомобильного амортизатора?... На вскидку, вторичный импульс будет почти всегда направлен к центру тяжести робота (в область "торса") ... а это весьма хорошо... Вечером порисую, прикину.

cahbtexhuk писал(а):
Идеально сделать робота с центром тяжести, смещенным вперед - ходит будет проще, даже может бегать получиться. В Mechwarrior играл? Там почти все роботы с "коленками назад", гуманоидов там нет. И огромная поверхность ступни.


А вот тут неточность. Центр тяжести должен быть подвижным. И не только со смещением вперед, но и во всех направлениях в равной мере. Это уже вопрос степеней свободы исполнительных органов и АСУ движения.

avr123.nm.ru писал(а):
а курсе, на 1-й странице я советую начинать изготовление чего либо с анализа сделанного другими людьми.


Да. Верно. Иначе никак. И причем анализировать нужно не что-то абстрактное, а "реализации"... принципов и методов их воплощения в жизнь. Есть задача - сделать что-то. Как это делали до меня? Вот так? Да. Гуут. .... Или нет! Мы пойдем другим путем!

lebaon писал(а):
все это завязано
сложным образом, и нужна высокая скорость реакции  
кроме авм ничего не приходит в голову  
может быть, попробовать сначала 4ногово  
там гораздо проще, опыта при этом набереш уйму  ,
там можно и 2 ногово делать


Все верно... Только.... Ведь такие вот сообщества любителей, где люди делятся опытом, и нужны, чтобы кто-то мог не идти с нуля, а двигаться дальше, опираясь на опыт предшественников... ( (с) roboforum.ru)

А ЭВМ тут ни к чему, как мне кажется. Вопрос ведь не в производительности МК - ИМХО её хватит с головой, а в "алгоритмах" реакции... если один МК не справляется с одновременным анализом датчиков, выработкой решений и выдачей команд исполнительным органам в реальном времени, значит эти задачи нужно разнести "в железе" на несколько процессоров. А таскать с собой ненужные материнки, контроллеры, разъемы и акк-мы..... Мы пойдем другим путем. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 32 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
phpBB SEO