Меня очень поразили предыдущие ответы по этому вопросу и даже недавние ответы в теме Н-мосты, что показывает абсолютное незнание или просто ошибочное мнение, или люди просто запутались, такое тоже бывает, думаешь про одно - говоришь другое.
Самое главное, чтобы, люди, которые не разбираются в этом, получили нормальные знания и не стали так называемыми «Наудиными», которые с пеной у рта и самодельным устройством в одной руке, и цифровым тестером в другой, доказывают всемирному научному сообществу, что они изобрели вечный двигатель - ну не измеряют цифровым тестером импульсные токи! Почему привел пример с тестером? Потому что здесь же на форуме увидел фотографию робота гексапода с цифровым тестером, на котором показывался потребляемый ток в амперах. Потребление тока от аккумуляторов робота на сервоприводах, которые управляются ШИМом нельзя измерить цифровым тестером, он на импульсных тока «глючит» и показывает неправильное значение.
Понятно лишь то, что данный вопрос требует разъяснений и очень обширных, что смахивает на лекцию. Считайте, как хотите лекция, статья или еще что-то. Все, что будет рассмотрено ниже, основывается на основных законах физики и электротехники. Лично я ничего не выдумывал, а взял все из справочников.
Применение защитного элемента зависит от того, что он будет защищать: реле, двигатель постоянного тока, двигатель переменного тока, асинхронный двигатель и т.п.
Добавлено спустя 8 минут 41 секунду:
Пример №1. Защитный элемент для схемы реле на постоянном токе.
Рассмотрим применение защитного диода.
Для понимания процессов происходящих при коммутации обмотки реле, нужно знать параметры этой обмотки, а именно Полное сопротивление, равное активному плюс реактивному сопротивлениям:
1) Активное сопротивление обмотки реле. Рассчитывается исходя из номинального напряжения питания реле и мощности, необходимой для срабатывания и удержания контактных групп реле. Для слаботочных реле мощность обычно имеет значения 100-500мВт (можно взять из справочных данных). Выбор напряжения питания обмотки реле зависит от того, в каких цепях оно стоит, например 5В. Соответственно имеем ток 20-100мА и сопротивление обмотки реле – 0,25-0,05Ом. Для 220В постоянного тока имеем соответственно 0,45-2,27мА и сопротивление 488,8-97,7Ом.
2) Реактивное сопротивление обмотки реле – это индуктивность, умноженная на циклическую частоту. При постоянном напряжении реактивное сопротивление равно 0.
3) Индуктивность обмотки реле. Принцип работы реле – это принцип работы электромагнита. На сердечник из магнитомягкого железа наматывается медный изолированный провод. Из первого пункта имеем сопротивление обмотки реле, а, зная удельное сопротивление медного провода определенного сечения, можно узнать какой длины потребуется взять провод. В итоге получается, что даже при очень маленьком сечении провода будет довольно большое кол-во витков, а это в свою очередь ведет к увеличению индуктивности катушки. Поэтому индуктивность обмотки реле намного больше, чем якоря двигателя постоянного тока с постоянными магнитами.
В итоге, именно из-за большой индуктивности обмотки реле при коммутации, возникают значительные перенапряжения – более 1кВ, которые «выжигают» всю электронику.
Для того чтобы погасить появившееся перенапряжение от самоиндукции ставят диод, как показано на рисунке. Он замыкает индуктивность саму на себя. В итоге появившееся перенапряжение от самоиндукции гасится на сопротивлении самой обмотки, можно сравнить с режимом генератора на к.з., а так как сопротивление обмотки мало, то и перенапряжения при этом возникают маленькие и быстро затухают, практически мгновенно.
Все вроде хорошо на первый взгляд, но есть очень большой минус, когда мы подаем напряжение на обмотку реле, мы затрачиваем энергию, а при выключении энергия гасит саму себя на сопротивлении обмотки. Включение по схеме защитного диода применимо для устройств с малым числом коммутации в секунду (не чаще чем 1 раз в 1 секунду, а то и меньше), КПД при этом не сильно снижается.
Что-то никто из конструкторов во всем мире и даже вы сами не включаете реле ШИМом для снижения тока потребления от аккумулятора, потому что при большом числе коммутации куча энергии будет тратиться на гашение самой себя, это как разгон и торможение автомобиля в пробке: газ – тормоз и так с частотой 4-16 кГц.
Так почему в схеме реле нельзя заменить диод конденсатором? Потому что тогда в конденсаторе будет накапливаться энергия и при отключении реле появится временная задержка между закрытием транзистора и реальным обесточиванием обмотки реле, что недопустимо.
А вот теперь вопрос: «а что, если реле управляется не постоянным, а переменным напряжением? Какой защитный элемент ставят? Диод? Два диода?»
Ответ: «ставят варистор или RC-цепочку». Варистор ставят при любой частоте и даже меняющейся, но он ограничен по ресурсу кол-вом коммутаций. RC-цепочку ставят на определенную частоту, как правило, 50 Гц и ресурс у нее не ограничен. Причем применение RC-цепочки позволяет добиться довольно высокого КПД на определенной частоте, потому что энергия не гасит саму себя, а переходит из электродинамической в электростатическую (параллельный резонанс) с частотой собственных колебаний системы.